ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертСимфония си-бемоль мажорСимфония си-минор «Неоконченная»Симфония до мажорКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Франц Шуберт

СИМФОНИЯ СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР (1816)

I. Allegro.
II. Andante.
III. Minuetto. Allegro molto.
IV. Allegro vivace
Первое исполнение — 3 октября 1816 г.
любительским оркестром в Вене под упр. Й. Прохаски

Написанная 19-летним композитором, Симфония Си-бемоль мажор (уже пятая по счету) принадлежит к числу самых светлых и гармоничных созданий Шуберта. На всем произведении лежит печать юношески радостного восприятия жизни. Разумеется, эта Симфония еще не вполне «шубертовская» . Она выдержана в традициях горячо любимого молодым композитором Моцарта. Однако сквозь классически стройную форму уже прорывается трепетная романтическая эмоция. Мягкий шубертовский лиризм окрашивает мелодику в особые, только ему присущие нежные тона, и вся музыка словно изнутри излучает искренность, приветливость, открытое и светлое чувство.

Такова уже I часть, в которой живет особая романтическая окрыленность, смягченная мягким задушевным лиризмом. Это ощущается и в главной теме, полетной, улыбчатой, чьи краткие мотивы словно устремлены куда-то ввысь, и в побочной, по-моцартовски грациозной, изящной, даже чуть кокетливой. Зато развиваются темы в разработке, по-шубертовски расцвечиваясь яркими тональными красками. И уж совсем не «по правилам» строится реприза: главная тема звучит не в основной (как принято), а в иной тональности. Впрочем, это не нарушает стройности и истинно классической соразмерности пропорций.

Во II части шубертовские черты усиливаются. В ней появляется песенная, привольная мелодика, окрашенная в свойственные Шуберту тона тихой, созерцательной мечтательности.

III часть — менуэт, но не моцартовский, изысканный, а простонародный, какой танцевали в предместьях Вены. Финал наиболее традиционен. Но неподдельная живость и веселье, соединенные с изяществом, делают последнюю часть симфонии яркой и впечатляющей.


Следующая страница: Симфония си-минор «Неоконченная»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Франц Шуберт   • Симфония си-бемоль мажор   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru