Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц) |
Шостакович Дмитрий ДмитриевичКОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, ЛЯ МИНОРПосв. Д. Ф. Ойстраху
СОЧ. 77 (1948)
Сочинение это... открывает широкие возможности Скрипичный концерт Шостаковича часто называют «концертом-симфонией» или «симфонией для скрипки с оркестром» не только из-за внушительной 4-частной композиции, но главным образом из-за углубленности содержания. Действительно, на всем произведении лежит печать какой-то особенной серьезности и значительности. Все его части охвачены, как обручем, единой мыслью. И мысль эта — о человеке, об удивительной многогранности его души. Мир душевной красоты и гармонии запечатлен в I части. Содержание этой части глубже и шире ее программного заголовка (Ноктюрн). Тем не менее, лирическая от начала до конца, она лишена внешних контрастов или драматически-действенных моментов. Музыка сдержанно повествует о чем-то самом сокровенном и святом, поражая изумительным богатством тончайших оттенков. Секрет ее выразительности — в мелодической щедрости. Партия скрипки и голоса оркестра — все напоено тихим, но внутренне насыщенным пением. Общий колорит Ноктюрна матовый, приглушенный. Поэтому такостро контрастирует ему холодная, колючая музыка II части — скерцо. Она приносит с собой вихрь жестких недобрых звучаний. Едкая ирония слышится в грубо пританцовывающей второй теме скерцо. Но, кроме злого гротеска, музыка передает и ощущение борьбы, чувство высокого напряжения жизненных сил. III часть выдвигает образы благородные и величавые. Форма пассакальи с ее неизменным повторением в басу одной мелодии сообщает музыке черты глубокой сосредоточенности. В этой мужественной мелодии есть что-то суровое и непреложное, быть может, сознание нравственного долга. Повторяясь, она оплетается все новыми мотивами, рождая неиссякаемый мелодический поток. Его не остановить: финал начинается без перерыва. Переходом к нему служит грандиозная каденция скрипки. Она начинается как продолжение пассакальи — задумчиво, спокойно. Но движение неуклонно нарастает, накапливая колоссальную энергию. С какой покоряющей силой воссозданы в этой музыке напряженные поиски душевной опоры, ответа на мучительные вопросы жизни! И когда раздается кипуче-радостная главная тема финала, чувствуешь, что радость эта поистине выстрадана, завоевана. В музыке финала царит дух молодости. Ее праздничность по-юношески упруга, веселость — задорна, подчас насмешлива. Даже мелодия Пассакалии, которую несколько раз «вспоминают» то оркестр, то скрипка, теряет свою суровость: так еще ярче подчеркивается мысль о светлом итоге трудных раздумий, о конечном торжестве вечно обновляющейся жизни... Следующая страница: Концерт для виолончели с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |