ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ («1905 год») СОЛЬ МИНОР

СОЧ. 103 (1957)
I. Дворцовая площадь (Adagio).
II. 9-е января (Allegro).
II. Вечная память (Adagio).
IV. Набат (Allegro non troppo)
Первое исполнение — 30 октября 1957 г. в Москве
под упр Н Рахлина

Давно, со времен Мусоргского, не рождалась в русском искусстве
трагедия такой исполинской силы.
И. Нестьев

К созданию Одиннадцатой симфонии Шостакович шел постепенно. Она была подготовлена целым рядом сочинений. Тема революции осваивалась композитором еще во Второй («Посвящение Октябрю» ) и Третьей («Первомайская» ) симфониях. В 195I г. возникают Десять поэм для хора без сопровождения на слова руских революционных поэтов конца XIX и начала ХХ в. Наиболее развернутая из них — «9-е января» (слова А. Коца, автора русского текста «Интернационала» ). Не удивительно, что две основные мелодии этой поэмы заняли едва ли не центральное положение в Одиннадцатой симфонии. Кроме них, Шостакович использовал и подлинные напевы народных революционных песен. Это помогло композитору добиться поразительной конкретности симфонического повествования. Образная сила музыки властно захватила слушателей. «Звуки становятся голосами, оркестровые тембры получают живую видимость» , — писала М. Шагинян. «Я был поражен и захвачен почти речевой выразительностью и зрительной ясностью музыкальных образов» , — говорил Н. Черкасов.

Так Шостакович впервые в своем симфоническом творчестве обратился к объективно-картинной программности, продолжив традиции русской «музыкально-исторической живописи» (Б. Асафьев). Развитие музыки подчинено строгой сюжетной логике. Не случайно все 4 части исполняются без перерыва. Композитор использовал этот необычный прием, чтобы нигде не разорвать единую цепь нарастающих событий.

I часть вводит в обстановку драмы. Тихий, тоскливый хорал струнных вызывает видение стынущей в морозной мгле Дворцовой площади. Глухо и угрожающе постукивают литавры, откудато доносятся фанфара трубы и треск военного барабана. Наконец в эту гнетущую звуковую атмосферу проникает теплый, человечный напев старинной тюремной песни «Слушай» («Как дело измены, как совесть тирана»). На смену ему приходит мелодия другой тюремной песни «Арестант» («Ночь темна... Лови минуты...» ). По меткому определению Г. Орлова, «мелодии революционных песен оказываются «заточенными» в самом центре I части. Картина Дворцовой площади вырастает в широкий образ царской России, гигантской тюрьмы народов» .

II часть начинается возбужденным развитием мелодии, заимствованной из поэмы «9-е января», звучащей со словами: «Гой ты, царь наш, батюшка!» ... Вскоре у трубы появляется еще одна, короткая и суровая мелодия из той же поэмы («Обнажите головы!» ). Музыка вздымается и опадает, как волны, вызывая в воображении картину движущихся людских масс. Окончание последней, второй волны «упирается» в обманчиво благостную хоральную музыку Дворцовой площади из I части. Воцаряется томительная тишина. И вот она взрывается оглушительным грохотом военного барабана. Прерывистая и злая тема начинает гулять по всем голосам оркестра. Жуткая сцена «Кровавого воскресенья» развертывается в музыке. Лающие фразы военных приказов, ружейные залпы, стоны, крики ужаса и отчаяния, .ритм солдатского шага — все сливается в звуковую картину страшной обличающей силы. Когда шквал внезапно обрывается и в наступившем молчании остается лишь знакомая музыка хорала, кажется, «будто воздух Дворцовой площади застонал от горя при виде свершившегося злодеяния» (Г. Орлов) .

Осторожным и мерным шагом басов начинается III часть. Основанная на пролетарской песне «Вы жертвою пали» , она звучит как траурный марш. В среднем разделе части вступают медные. Поступь становится суровей и тверже. В траурную музыку проникают привольные попевки песен «Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу» . Чувствуется, как безмерная скорбь переплавляется в благородный гнев, в решимость к борьбе. И потому так естественно воспринимается вторжение могуче-призывной мелодии песни «Беснуйтесь, тираны!» , открывающей IV часть.

Клокочущая музыка финала приводит на память известные ленинские слова, написанные 10 января 1905 г. «Начинается восстание. Сила против силы. Кипит уличный бой, воздвигаются баррикады, трещат залпы и грохочут пушки. Льются ручьи крови, разгорается гражданская война за свободу...» [В. И. Ленин. Собрание сочинений, т. 8, стр. 58.] Точно увлекаемые вихрем, проносятся один за другим мотивы героических рабочих песен — «Беснуйтесь, тираны» , «Смело, товарищи, в ногу» , «Варшавянка» . В звучании труб проходит упругая маршевая мелодия из музыкальной комедии Г. Свиридова «Огоньки» . А время от времени, будто взывая к мщению, возникают мелодии II части — «Обнажите головы!» и «Гой ты, царь наш, батюшка» . Первую из них задумчиво поет английский рожок, после того, как внезапным «наплывом» возрождается музыка «Дворцовой площади» . Скорбное соло рожка звучит как выразительнейший лирический комментарий «от автора» . Обе темы II части, сливаясь с нарастающим призывным набатом, образуют грозную заключительную волну финала Одиннадцатой симфонии.


Следующая страница: Двенадцатая симфония «1917 год»

      • Главная   • Русская музыка   • Шостакович Дмитрий Дмитриевич   • Одиннадцатая симфония «1905 год»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru