ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

(1770 — 1827)

Он — самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и борется.
Р. Роллан

Бетховен — герой, Бетховен вождь, и никогда, я думаю,
он не был так нов, так необходим, никогда призывы Бетховена
не могли раздаваться с такой силой, как теперь.
А. Луначарский

Бетховену принадлежит особое место среди величайших творцов симфонической музыки. Его искусство — искусство нового времени — родилось в годы, озаренные светом идей Великой французской революции, наполненные грохотом наполеоновских пушек, То была великая эпоха. Менялось все: облик Европы, социальный уклад, стиль жизни; революция совершалась в умах людей.

Еще в молодости Бетховен оказался в центре передовых идей, и если немецкая философия воспитала в нем мыслителя, то французская революция — пламенного республиканца. Он говорил: «Свобода и прогресс являются целью искусства, как и мироздания». Страстный поборник Свободы, Равенства и Братства, Бетховен выдвинул новую концепцию художника — духовного вождя человечества, просветителя, преобразующего сознание людей. Назначение искусства — облагораживающе воздействовать на массы, приобщая их к высоким нравственным идеалам, пробуждая к героическому действию. В этом — этико-философский смысл бетховенского творчества.

Искусство должно не услаждать, а потрясать, «высекать огонь из мужественных сердец» и тем самым возвышать и очищать душу. Музыка Бетховена обрела черты, неведомые его предшественникам, — героический пафос, мятежный дух, напряженный драматизм, суровую патетику. Он смело вывел музыку на широкий простор современных проблем, справедливо полагая, что она может анализировать жизнь, искать истину. Круг идей великого симфониста чрезвычайно широк. Героическое деяние, проблемы бытия, титаническая схватка с судьбой, мотивы вселенского братства, пантеистический восторг перед красотой природы, трагические размышления, — таковы лишь некоторые грани бетховенского мировоззрения.

Бетховен пришел в искусство в пору такого интенсивного развития инструментальных жанров, какого еще не знала история музыки. В его распоряжении были сложившийся и развитый аппарат симфонического оркестра, новые формы (сонатный цикл), жанры (симфония, соната, квартет, трио), которые таили громадные возможности для раскрытия сложнейших и противоречивых явлений и процессов действительности; к тому времени в сознании общества уже укрепилась мысль о неоспоримых достоинствах инструментальной музыки и ее жанров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что преимущественно эту область и стал разрабатывать Бетховен. В его наследии, насчитывающем сотни произведений, инструментальная музыка заняла центральное место и определила основной вклад Бетховена в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА

Наследник Гайдна и Моцарта, Бетховен революционизировал жанр симфонии, насытив его напряженной жизнью, высокими гражданскими идеями, философскими раздумьями. Симфония стала полем деятельности пытливой мысли, прибежищем духовных исканий и, стремясь вместить в себя весь мир в его противоречиях и непрерывной изменчивости, соревновалась по широте обобщений с оперой и романом. Кажется, будто сама действительность ворвалась в бетховенскую симфонию, наполнив ее ощущением борьбы, гулом народных толп, звучанием фанфар, гимнов, маршей, звенящими голосами природы.

Симфония превратилась в философскую трагедию, драму, эпос, героическую пастораль. Каждое произведение приобрело неповторимый облик, ибо неповторимо индивидуальным был каждый замысел (у Гайдна и отчасти у Моцарта общее еще довлеет над индивидуальным). Соответственно изменилась и форма. Симфония получила невиданные до сих пор масштабы, увеличился состав оркестра, приблизившись к современному. Последовательность и характер частей подчинились центральной идее, которая благодаря конкретности основных образов и логике развития музыкальных тем легко «вычитывается» из произведения, порой придавая ему черты сюжетности.

В некоторых случаях композитор специально подчеркнул заголовком замысел произведения, назвав, например, Третью симфонию «Героической», Шестую — «Пасторальной». Эти сочинения принадлежат, по существу, к первым образцам программного симфонизма XIX в., получившего впоследствии широкое распространение у романтиков. При подобном подходе к симфоническому произведению были уже невозможны прежние, гайдновские и моцартовские темпы творчества. Поэтому у Бетховена не 100 и не 40, а всего 9 симфоний, но почти каждая из них — эпоха в истории симфонической музыки, от каждой тянутся нити к творчеству композиторов последующих поколений. Заложив основы различных типов симфонизма — героико-драматического, философско-трагического, лирико-пасторального, — Бетховен широко раздвинул горизонты музыкального искусства, во многом предопределив его развитие почти на полтора столетия вперед.

Симфонические сочинения:
•  9 симфоний (1800, 1802, 1804, 1806, 1808, 1808, 1812, 1812, 1824);
•  13 увертюр: «Прометей» (1801), «Леонора № 1» (1805), «Леонора № 2» (1805), «Леонора № 3» (1806), «Фиделио» (1814), «Кориолан» (1807), Эгмонт» (1809-1810), «Король Стефан» и «Развалины Афин» (1811), «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (1813), «Именинная» (1815), «Освящение дома» (1812);
•  5 концертов для фортепиано с оркестром (1797, 1798, 1800, 1806, 1809);
•  Концерт для скрипки с оркестром (1806);
•  Тройной концерт для фортепиано, скрипки, виолончели и оркестра (1804).


Первая симфония  
Все четыре части симфонии весьма лаконичны. Краткое медленное Вступление предшествует полному неукротимой энергии Allegro. Это наиболее «бетховенская» часть и к ней особенно подходят слова, сказанные К. Вебером о симфонии в целом, — «огненно-стремительная» . Далее следует лирическое размышление, своего рода «беседа» инструментов, протекающая то спокойно, то более взволнованно, причем в соединении нежно-чувствительной мелодии с изысканно-танцевальный ритмом слышатся отголоски «галантного» XVIII в.

Вторая симфония  
Вторая симфония стоит в преддверии зрелого симфонического стиля Бетховена. Гайдновские традиции, еще дававшие о себе знать в Первой, почти преодолены. Расширен масштаб формы, найдены новые звучности, но главное — иным стал эмоционально-образный строй. Героическое Allegro предвосхищает I часть Третьей симфонии, от Larghetto тянутся нити к пасторалям Четвертой и Шестой.

Третья симфония «Героическая»  
«Героическая» симфония Бетховена открыла новую эру в истории данного жанра. Впервые симфония по грандиозности замысла и философской глубине вступила в соревнование с трагедиями Шекспира и мессами Баха. Она нашла путь, который вскоре позволил ей, наряду с романом, занять одно из важнейших мест в духовной жизни людей XIX и ХХ вв. Замысел симфонии был подсказан эпохой, дававшей обильную пищу для искусства героического плана.

Четвертая симфония  
Четвертая симфония, написанная между двумя «героическими» (Третьей и Пятой), — одно из самых светлых, лирических творений Бетховена. Р. Шуман сравнивал ее со стройной эллинской девушкой, стоящей между двумя северными исполинами.

Пятая симфония  
Пятая симфония — самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Бетховена. Новаторские принципы композитора получили в этом творении классически законченную формулировку. Пятая симфония — симфония-трагедия в высоком, античном значении этого слова. Богоборческое, прометеевское начало, лежащее в основе творчества Бетховена, раскрылось здесь особенно ярко. Все части этой трагедии пронизаны единым стержнем драматургического развития. «Через борьбу — к победе» , «От мрака — к свету» — так принято формулировать философский замысел Пятой симфонии.

Шестая симфония «Пасторальная»  
Бетховен назвал Шестую симфонию «Пасторальной» , но она далека от галантных и, в сущности, бездумных «сцен из пастушеской жизни» , которые были излюбленным мотивом искусства XVIII в. Это — философская идиллия, подсказанная высокой мыслью о гармонии человека и природы. Обращение к природе никогда не было для Бетховена (как впоследствии стало свойственно романтикам) бегством от жизненной борьбы. Напротив, именно в слиянии с природой он черпал силы для новых героических дерзаний. И потому бетховенским пасторалям менее всего свойственно умильно-сладостное любование.

Седьмая симфония  
Многое в Седьмой симфонии изумило современников: и громадное Вступление, и резкие контрасты радости и скорби, и необычная последовательность частей. Среди ценителей искусства нашлись и такие, кто отнес эти новшества насчет «сумасбродной фантазии» глухого композитора. Но потребовалось немного времени, чтобы о симфонии сложилось мнение, как об одном из самых гармоничных и совершенных творений великого композитора.

Восьмая симфония  
«Неоклассицизм» Восьмой отмечен оттенком чуть ироничной стилизации. Художник-философ, познавший трагизм человеческого бытия, с шутливо-снисходительной улыбкой оглядывается на далекий по духу «идиллический XVIII век» и с виртуозной легкостью гения восстанавливает свойственные ему формы музыки.

Девятая симфония  
Девятая симфония бетховена принадлежит к числу немногих произведений мирового искусства, которые, подобно высочайшим горным вершинам, возвышаются над всем, что создал художественный гений человечества. Как и гомеровские поэмы, «Божественная комедия» Данте, Сикстинская мадонна Рафаэля, «Фауст» Гете или Высокая месса Баха, Девятая симфония, будучи детищем своего века, явилась одновременно выражением общечеловеческих идеалов и устремлений.

Увертюры Бетховена  
С именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой, разветвленной семье 1-частных программных произведений, получивших в дальнейшем в зависимости от характера лежащей в их основе той или иной поэтической идеи, наименование поэм, фантазий, картин и т. п. Но, как показывает название, своим рождением этот жанр обязан увертюре, предваряющей оперу или драматический спектакль.

Концерты Бетховена  
Бетховенские концерты — важная веха на историческом пути этого жанра: Бетховен выдвинул его новую концепцию. Решительно отказавшись от виртуозно-развлекательной трактовки, которую начал преодолевать уже Моцарт, он внес в концерт дух высоких интеллектуальных, этико-философских исканий, которыми отмечено все его творчество.

Пятый концерт для фортепиано с оркестром  
Пятый концерт принадлежит к шедеврам мировой фортепианной и симфонической литературы. Глубоко новаторский, он оказал огромное влияние на дальнейшие судьбы этого жанра. Идея симфонизации концерта получила в нем законченное выражение. По значительности мысли он может быть поставлен в один ряд с грандиозными симфоническими опусами Бетховена, а по характеру содержания примыкает к героической линии в творчестве композитора, представленной такими произведениями, как Вторая, Третья и Седьмая симфонии.


Читайте также в Лектории:

Черновая нотная тетрадь БетховенаЧерновая нотная тетрадь Бетховена  
Бетховен занимался обработками народных напевов в разное время в период от 1810 по 1823 г. Им аранжировано более полутораста (по другим источникам — более двухсот) песен — немецких, австрийских, швейцарских,португальских, русских, украинских, тирольских, испанских, итальянских, польских, венгерских, шведских, датских, ирландских, шотландских, английских, валийских и др. Драгоценный памятник этой работы — черновая тетрадь Бетховена «Schotische Lieder» — «Шотландские песни», аранжированные для голоса с сопровождением фортепиано, скрипки и виолончели. Тетрадь эта содержит девять листов альбомного формата (25 х 31 см) по десять нотных строк, листы заполнены обеих сторон.


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru