ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Людвиг ван Бетховен

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР

СОЧ. 67 (1805 — 1808)
I. Allegro con brio.
II. Andante con moto.
III. Allegro.
IV. Allegro
Первое исполнение — 22 декабря 1808 г. в Вене

Это симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему.
А. Луначарский

Пятая симфония — самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Бетховена. Новаторские принципы композитора получили в этом творении классически законченную формулировку. Пятая симфония — симфония-трагедия в высоком, античном значении этого слова. Богоборческое, прометеевское начало, лежащее в основе творчества Бетховена, раскрылось здесь особенно ярко. Все части этой трагедии пронизаны единым стержнем драматургического развития. «Через борьбу — к победе» , «От мрака — к свету» — так принято формулировать философский замысел Пятой симфонии.

Разумеется, это только схема содержания, его крайние полюсы, между которыми разворачивается сложная и многогранная картина жизненной борьбы. Некоторые возможности для определения концепции симфонии открывает фраза автора, относящаяся к первой теме: «Так судьба стучится в дверь». Прослеживая музыкальное «действие», можно прийти к выводу, что эта симфония повествует о том кульминационном моменте в жизни человека, когда ему приходится вступить в борьбу за осуществление своих идеалов, своего предназначения, своего «я», борьбу, быть может, сулящую гибель, но неизбежную и завершающуюся в конечном итоге его моральной победой. Величественный и благородный замысел получил выражение в классически ясной, логически стройной, удивительно лаконичной форме. Благодаря этим качествам Пятая симфония стала своего рода образцом, эталоном симфонизма XIX в.

«Действие» симфонии разворачивается стремительно; о его начале возвещает грозный мотив из 4 звуков, за которым закрепилось название «темы судьбы» . Что это? Вызов? Призыв? Или предостережение? На мгновение в оркестре воцаряется тревожная тишина. И вот «глас судьбы» звучит с новой силой и настойчивостью. Словно в ответ, у скрипок возникают нежные фразы побочной партии. Вначале робкие, они вскоре обретают крепость, силу и достигают горделивой кульминации, предвосхищающей конечную победу.

Так складывается основной конфликт симфонии, дающий повод для остродраматический разработки. Основанная почти целиком на характерном ритме главной темы, она в эмоциональном плане реализует идею борьбы. Музыка постепенно накапливает напряжение, в единый поток сливаются линии стремительного развития и, наконец, вновь устрашающе звучит «мотив судьбы» , символизируя наступление грозного часа испытаний. Следует внезапный срыв: гобой интонирует скорбную мелодию. Но борьба закипает с новой силой. Последние страницы первой части окрашены в суровые, трагические тона.

II часть предлагает новый аспект главной идеи симфонии, раскрывая ее в плане «воспитания чувств». Это мир возвышенных мыслей, патетических эмоций — характерная для Бетховена сфера героической лирики. Две музыкальные темы создают основу вариационного развития части: первая — певучая (альты и виолончели), исполненная благородной мужественности, вторая-песенно-фанфарная, подобная гимну-призыву. Развиваясь параллельно, они сближаются; величавые ритмы шествия, фанфарные звучания, героические кульминации все больше оттесняют лирическое начало, словно обнаруживая готовность «героя» к новым, решающим схваткам. А где-то на заднем плане действия «притаилась» «тема судьбы» — эта скрытая пружина совершающихся событий...

Тревожные фразы виолончелей и контрабасов, молящие интонации скрипок и альтов, разворачивающийся лавиной наступательный марш (в 3-дольном ритме!), основанный на «теме судьбы» , а в трио тяжеловесные, как нарастающий гул толпы, пассажи, таинственное pizzicato — таков в общих чертах облик скерцо, пронизанного единым порывом. Восстанавливая атмосферу борьбы, оно подготавливает финал, не только образно, но и буквально: с помощью грандиозного крещендо оно непосредственно переходит в последнюю часть.

Финал — итог, апофеоз симфонии. Он воспринимается как величественный гимн Человеку, одержавшему победу в борьбе за высокие гуманистические идеалы, за человеческое достоинство. На всем протяжении части, за исключением тревожных реминисценций в разработке (финал написан в форме сонатного аллегро), господствует ослепительный мажор. Грандиозная кода, подобно триумфальной арке, завершает это симфоническое повествование о могуществе человеческого духа.


Следующая страница: Шестая симфония «Пасторальная»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Пятая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru