ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Людвиг ван Бетховен

КОНЦЕРТЫ

Бетховенские концерты — важная веха на историческом пути этого жанра: Бетховен выдвинул его новую концепцию. Решительно отказавшись от виртуозно-развлекательной трактовки, которую начал преодолевать уже Моцарт, он внес в концерт дух высоких интеллектуальных, этико-философских исканий, которыми отмечено все его творчество. Концерт приблизился к симфонии. Увеличились его размеры, появились новые виды фортепианной техники. Вместе с тем виртуозное начало оказалось полностью подчиненным выразительным, художественным задачам; диалог инструмента и оркестра был использован для углубления симфонической интерпретации жанра.

Переосмыслению подверглась и форма 3-частного цикла, где усилились черты конфликтности, единства симфонического развития, Наконец, Бетховен первым стал выписывать каденции, подчинив их художественным целям и лишив тем самым пианиста возможности вторгаться в авторский замысел. Все это, разумеется, произошло не сразу. Первые 2 фортепианные концерта при всей их мелодической свежести и обаянии еще не содержат ничего нового и близки моцартовской традиции. Новое начинается с Третьего концерта. Лирический Четвертый и героический Пятый, а также скрипичный — образцы зрелого концертного стиля Бетховена.


ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ДО МИНОР

СОЧ. 37 (1800)
I. Allegro con brio.
II. Largo
III. Rondo. Allegro
Первое исполнение — 5 апреля 1803 г. в Вене,
солист — автор

Третий концерт несет на себе черты яркой бетховенской индивидуальности. Он написан в излюбленной Бетховеном тональности до минор, которая ассоциировалась у композитора с мужественным, героико-драматическим началом («Патетическая» соната, V симфония). Эти черты есть и в Третьем концерте, где они сочетаются со светлой и благородно-сдержанной лирикой.

I часть. В ее основе — широкий круг музыкальных образов. Открывается концерт мужественной темой, краткой, как математическая формула, и императивной, как категорическое утверждение. Однако ее продолжение лирично, в нем чувствуется сдерживаемое волнение, душевный порыв. На своем пути к побочной партии главная тема проходит через ряд превращений. Она приобретает то гимнически ликующий, то драматический характер. Женственно-нежная побочная тема вносит лирический оттенок.

Бетховен здесь еще придерживается традиционной формы концерта, и потому фортепиано повторяет всю экспозицию, только что изложенную оркестром. И тут выявляется выразительная функция фортепиано: оно призвано смягчить поначалу суровый характер тем, придать им более лирическое звучание. «Лиризация» продолжается и в лаконичной разработке. Несмотря на присутствие виртуозных пассажей, фигураций, фортепиано звучит преимущественно мягко, мелодично, напевно. Бетховен явно приберегает драматические краски для коды, где восстанавливается главенство первой, императивной темы.

II часть — типично бетховенское возвышенное раздумье. Музыка спокойна и величава, ее размеренный «шаг» не может нарушить виртуозный орнамент, прихотливыми узорами окружающий мелодическую линию.

III часть — традиционное рондо. В его основе — танцевальная мелодия, чуть шутливая, лукавая и кокетливая, но в целом простая и задорная, как народная немецкая песня.


ЧЕТВЕРТЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 58 (1806)
I. Allegro moderato.
II. Andante con moto.
III. Rondo.
Первое исполнение — март 1807 г. в Вене

Наиболее ярко новое понимание данного жанра раскрылось в Четвертом концерте. В нем все необычно. И фортепианное начало (концерты обычно открывались оркестром), и преобладание мелодического элемента над виртуозным, и тонкий психологизм. По существу — это лирическое произведение, партия рояля «вся словно соткана из тончайших и в то же время глубоко напевных мелодий» (М. Друскин). Таковы дополняющие друг друга главная и побочная партии I части. Причем, если в главной теме преобладает речитативный элемент, то в побочной — развитая кантилена. Однако обеим присущ тон спокойного лирического повествования. Он сохраняется на протяжении всей части в струящихся мелодичных пассажах фортепиано, в мягкой оркестровке.

II часть — шедевр лаконизма, содержательный, глубокий по мысли диалог солиста и оркестра. Поочередно следуют «вопрошающий» речитатив оркестра и нежно-лирические ответы рояля. Речитатив становится все более настойчивым, в лирических фразах появляется интонация стона, страданий. Наконец, течение диалога достигает вершины; она необычна — широко «распета» , как будто в этом «споре» развилось, созрело и вырвалось наружу порывистое чувство.

III часть — жизнерадостное рондо. Калейдоскопически быстро мелькают эпизоды — лирические и танцевальные, объединенные классически стройной конструкцией формы.


КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР

СОЧ. 61 (1806)
I. Allegro ma non troppo.
II. Larghetto.
III. Rondo. Allegro
Первое исполнение — 23 декабря 1806 г. в Вене

Единственный у Бетховена Концерт для скрипки с оркестром принадлежит к числу самых сложных произведений скрипичного репертуара. Дело не столько в технических трудностях, не имеющих самодовлеющей ценности, сколько в глубине содержания, которое требует высокой исполнительской зрелости. Скрипичный концерт — сочинение в основном лирическое. Ровная, спокойная, но внутренне насыщенная эмоция отмечена оттенком эпической объективности. Господствуют мажорный колорит, ясность, благородная сдержанность чувств, артистизм.

Эти свойства предстают уже в I части (сонатное allegro), обладающей большим эмоциональным дыханием, поражающей мелодической щедростью. Тревожные «вторжения» начальной темы, состоящей из 4 ударов литавр, приводят к драматическим взлетам, не нарушая, однако, общего спокойного тонуса. Но особенно ярко лирическое начало проявляет себя в Larghetto, решенном в светлых, чуть приглушенных, задумчиво-мечтательных тонах. И даже в финале (рондо), основанном на остроритмизованной танцевальной теме, ясно ощущается лирическая «нотка» , которую привносит вторая тема, полная свежести и красоты. Такое решение концерта определило его стиль. В нем преобладает напевность. Части изобилуют певучими мелодиями, которые возникают не только в экспозиционных, но и (что характерно для Бетховена) в разработанных разделах, развиваются привольно, окруженные тонким кружевом фигураций и пассажей.


Следующая страница: Пятый концерт для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Концерты Бетховена   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru