Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
Людвиг ван БетховенЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ, СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР СОЧ. 60 (1806) Четвертая симфония, написанная между двумя «героическими» (Третьей и Пятой), — одно из самых светлых, лирических творений Бетховена. Р. Шуман сравнивал ее со стройной эллинской девушкой, стоящей между двумя северными исполинами. Созданная в счастливую пору жизни композитора, и притом «единым духом, без предварительных набросков» (Р. Роллан), она отразила его душевный подъем в гармонически ясном и радостном видении мира. Лирической «открытостью» чувств, яркими пейзажными ассоциациями, причудливой игрой творческой мысли симфония предвосхищает романтиков. Но «за всеми этими забавами, фантазиями и даже самой нежностью симфонии чувствуется грозная сила, изменчивый нрав, гневные вспышки». (Р. Роллан). Медленное Вступление (Adagio) полно таинственного очарования. В оркестре царит затаенная тишина, какая бывает в природе, когда из предрассветной мглы рождается день, Несколько ярких аккордов оркестра — и в музыке уже господствует радостное оживление солнечного утра. Вся 1 часть — поток мелодий. То скерцозные, то плавные и приветливые, то напоминающие пастушьи наигрыши, пленяющие красотой и непосредственностью чувства, они чередуются, дополняя друг друга. Светлый колорит музыки неизменен, и возникающие перед репризой «гневные вспышки» лишь оттеняют общее настроение части. II часть — типично бетховенская идиллия. Певучая созерцательная мелодия неспешно расплетает свои узоры. Музыка внушена спокойной и властной мыслью о красоте и гармонии природы. Но по мере вариационного развития части аспекты чувства неприметно меняются, возникают оттенки восторженности, мягкой лирики, драматизма и вновь созерцания. Менуэт весьма далек от своих гайдновских предков. По существу, это скерцо, полное порывистого движения, причудливой игры «света и тени». Динамика музыки изменчива, контрасты сближены; волевое начало соседствует с таинственностью, стремительность — с настороженностью, искренняя лирика — с кокетливой игривостью. О финале симфонии Г. Берлиоз писал, что это — «искрометный поток звуков, несущихся друг за другом, словно переговаривающихся между собой, но внезапно прерываемый хриплыми и дикими аккордами» . От начала до конца здесь господствует стремительный темп движения, не оставляя места для покоя и статики. Жизнь — в движении, радость — в кипучей деятельности. Навстречу всему прекрасному — таков, думается, эмоциональный итог симфонии. Следующая страница: Пятая симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |