ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Людвиг ван Бетховен

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ, СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 60 (1806)
I. Adagio. Allegro vivace.
II. Adagio.
III. Minuetto. Allegro vivace.
IV. Allegro ma non troppo
Первое исполнение — март 1807 г. в Вене

Четвертая симфония, написанная между двумя «героическими» (Третьей и Пятой), — одно из самых светлых, лирических творений Бетховена. Р. Шуман сравнивал ее со стройной эллинской девушкой, стоящей между двумя северными исполинами.

Созданная в счастливую пору жизни композитора, и притом «единым духом, без предварительных набросков» (Р. Роллан), она отразила его душевный подъем в гармонически ясном и радостном видении мира. Лирической «открытостью» чувств, яркими пейзажными ассоциациями, причудливой игрой творческой мысли симфония предвосхищает романтиков. Но «за всеми этими забавами, фантазиями и даже самой нежностью симфонии чувствуется грозная сила, изменчивый нрав, гневные вспышки». (Р. Роллан).

Медленное Вступление (Adagio) полно таинственного очарования. В оркестре царит затаенная тишина, какая бывает в природе, когда из предрассветной мглы рождается день, Несколько ярких аккордов оркестра — и в музыке уже господствует радостное оживление солнечного утра. Вся 1 часть — поток мелодий. То скерцозные, то плавные и приветливые, то напоминающие пастушьи наигрыши, пленяющие красотой и непосредственностью чувства, они чередуются, дополняя друг друга. Светлый колорит музыки неизменен, и возникающие перед репризой «гневные вспышки» лишь оттеняют общее настроение части.

II часть — типично бетховенская идиллия. Певучая созерцательная мелодия неспешно расплетает свои узоры. Музыка внушена спокойной и властной мыслью о красоте и гармонии природы. Но по мере вариационного развития части аспекты чувства неприметно меняются, возникают оттенки восторженности, мягкой лирики, драматизма и вновь созерцания.

Менуэт весьма далек от своих гайдновских предков. По существу, это скерцо, полное порывистого движения, причудливой игры «света и тени». Динамика музыки изменчива, контрасты сближены; волевое начало соседствует с таинственностью, стремительность — с настороженностью, искренняя лирика — с кокетливой игривостью.

О финале симфонии Г. Берлиоз писал, что это — «искрометный поток звуков, несущихся друг за другом, словно переговаривающихся между собой, но внезапно прерываемый хриплыми и дикими аккордами» . От начала до конца здесь господствует стремительный темп движения, не оставляя места для покоя и статики. Жизнь — в движении, радость — в кипучей деятельности. Навстречу всему прекрасному — таков, думается, эмоциональный итог симфонии.


Следующая страница: Пятая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Четвертая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru