ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Людвиг ван Бетховен

УВЕРТЮРЫ

С именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой, разветвленной семье 1-частных программных произведений, получивших в дальнейшем в зависимости от характера лежащей в их основе той или иной поэтической идеи, наименование поэм, фантазий, картин и т. п. Но, как показывает название, своим рождением этот жанр обязан увертюре, предваряющей оперу или драматический спектакль. Таково, например, происхождение и бетховенских увертюр. Так, живая и легкая увертюра «Прометей», близкая по характеру Первой симфонии, была написана к балету «Творения Прометея» (либретто и постановка Вигана); героико-трагическая увертюра «Кориолан» должна была служить вступлением к одноименной трагедии австрийского драматурга И. Г. Коллина. Группа из 4 увертюр — «Леонора» № 1, 2, 3 и «Фиделио» возникли в процессе работы над оперой «Фиделио» .

Но именно в творчестве Бетховена произошло качественное перерождение жанра: из прикладной музыки увертюра превратилась в симфоническое произведение; созданные первоначально как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена вышли затем на концертную эстраду и обрели жизнь самостоятельных произведений. Опыт Бетховена имел колоссальное значение: он доказал принципиальную возможность существования 1-частного оркестрового произведения, способного по глубине идеи и насыщенности содержания соревноваться с многочастной симфонией. Благодаря необычайной концентрированности мысли на сжатом музыкальном «пространстве» , строжайшей логике симфонического развития, ясности поэтической идеи бетховенские увертюры превратились в лаконичные инструментальные драмы, в «маленькие трагедии» . Здесь мы остановимся на тех из них, которые история музыки отобрала как лучшие в творчестве Бетховена.


УВЕРТЮРА «ЛЕОНОРА № 3»

СОЧ. 72 (1806)

А. Серов назвал эту увертюру одним из «величайших чудес симфонического искусства». Он же убедительно доказал связь всех ее элементов с сюжетом и музыкой оперы «Фиделио» . Идея оперы — героическое самопожертвование во имя справедливости и свободы. Флорестан заключен злодеем Пизарро в темницу. Жене узника, Леоноре, переодетой в мужское платье, удается войти в доверие к начальнику тюрьмы и встретиться с мужем. Когда приближается казнь Флорестана, Леонора решает пожертвовать собой. Но злодейству свершиться не суждено: раздается звук трубы, он возвещает приезд министра, который восстанавливает справедливость.

Идея борьбы и победы отчетливо выявлена в музыке. Медленное вступление связано с образом Флорестана, его тягостными раздумьями в темнице, его жалобами; неожиданно, как зловещая тень Пизарро на пороге камеры, возникают необузданно дикие пассажи струнных; снова слышны «стенания» Флорестана. Но вот словно издали у скрипок появляется легкая, полетная тема Леоноры, вся — стремление и надежда (главная тема сонатного allegro). Еще миг — и она «перед нами» во всем величии героического порыва. Ей отвечает тема Флорестана, мягкая и распевная. Начинается разработка. Словно непреодолимые преграды на пути героев к освобождению выдвигает композитор гряду грозных аккордов. Яростные «взрывы» звучности как бы аккумулируют драматизм разворачивающейся борьбы. И когда она достигает кульминации, среди внезапно наступившей тишины, словно благая весть, раздается далекая фанфара. Ей отвечает мелодия молитвы Флорестана и Леоноры. С этого мгновения драматизм исчезает, колорит музыки светлеет, и словно освобожденная от сдерживающих оков, она льется легко, привольно. У валторны появляется тема Леоноры и тут же приобретает ликующе-героический характер. Мужественно звучит тема Флорестана. Стремительные пассажи, победные звучания завершают увертюру,.


УВЕРТЮРА «КОРИОЛАН»

СОЧ. 62 (1807)
Первое исполнение — март 1807 г. в Вене
под управлением автора

Увертюра «Кориолан» была написана Бетховеном под впечатлением одноименной трагедии австрийского драматурга И.-Г. Коллина, современника и друга композитора. Внешним поводом для возникновения увертюры явилось желание Бетховена стать официальным композитором придворного театра, где в то время шла трагедия Коллина, занимавшего высокий пост при дворе. уКелание это, впрочем, не увенчалось успехом, но мир получил еще один шедевр Бетховена — подлинную симфоническую поэму, обладающую несмотря на поразительно лаконичную форму громадным «взрывчатым» содержанием.

Бетховен был, бесспорно, увлечен трагической фигурой Кориолана, этого изгоя, заставившего трепетать перед собой родной Рим. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Гордый и непримиримый, Кориолан не находит иного выхода, кроме самоубийства. Эта острая психологическая коллизия стала исходным моментом инструментальной «драмы» . Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в первой же теме, сочетающей порывистое движение вперед и пресекающие его резкие, как сабельный удар, аккорды оркестра. Стремление и непреодолимая преграда — таков смысл этого музыкального образа.

Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. Их острота оттенена второй темой, певучей и -женственной, содержащей интонацию мольбы, мягкой, но настойчивой просьбы. Строение увертюры отмечено особой слитностью разделов, Вся она пронизана единой линией музыкального развития, колеблющегося между смятением и вспышками гнева, отчаяния. Внутренняя борьба (и эмоциональная напряженность музыки) достигает высшего предела в репризе. Вновь возникают могучие звучания начала увертюры, но постепенно они утихают. Порывистый лейтмотив героя замедляет свой «бег» и словно обессиленный «умирает» . Увертюра заканчивается едва слышимым pizzicato струнных.


УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

СОЧ. 84 (1809 — 1810)
Первое исполнение — 15 июня 1810 г. в Вене

Увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт» — одно из популярнейших сочинений Бетховена. Трагедия (1782) основана на подлинных исторических событиях, относящихся ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Ламораль (1522 — 1568), возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт казнен. Бетховен, писавший музыку к «Эгмонту» по заказу театра, ' во многом усилил революционное звучание гётевской трагедии. Музыка решена в героическом ключе, овеяна духом свободолюбия.

Музыка к «Эгмонту» содержит 10 номеров: увертюру, 4 антракта, 2 песни 1(лерхен...Смерть Клерхен» , мелодраму к монологу Эгмонта в тюрьме и «Победную симфонию» (краткую заключительную часть, апофеоз).

Увертюра открывается зловеще-торжественным Вступлением; ритм старинного испанского танца сарабанды, мрачные аккорды струнных олицетворяют образ тяжелого гнета; ответные «стенания» деревянных воспринимаются как воплощение горя, Обе темы играют главную роль в драматургии сонатного аллегро. Из второй рождается тема героического порыва (главная партия), первая сохраняет значение зловещей силы, встающей на пути к свободе. Этот острый конфликт и лежит в основе симфонического развития увертюры, придавая особую взрывчатость и краткой разработке, и репризе. Ярко звучит завершающая увертюру «Победная симфония» — апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы.


Следующая страница: Концерты Бетховена

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Увертюры Бетховена   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru