Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Чайковский Пётр ИльичВТОРАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР, СОЧ. 17 (1872, 2-я ред. 1879)
I. Andante sostenuto. Allegro vivo. Симфония создавалась в украинском местечке Каменка — одном из любимых мест летнего отдыха Чайковского. Сочинения, написанные здесь (опера «Кузнец Вакула», Второй квартет, Первый концерт для ф-п. с орк.), наполнены радостью, душевным здоровьем, проникнуты украинской народной песенностью. Особенно Вторая симфония, которую часто называли «малороссийской» или «симфонией с журавлем» (по названию песни, положенной в основу финала). По сравнению с Первой симфонией Вторая отмечена большей зрелостью. Ее образный строй более сложен, эмоции — импульсивнее, контрасты — острее. Это особенно ощущается в сжатой, энергичной 1 части. Впечатляющий контраст возникает с самого начала, когда после тягуче-печального вступления (оно основано на украинском варианте песни «Вниз по матушке по Волге») является деятельная, по-бетховенски «взрывчатая» главная тема. Новый оттенок вносится побочной темой — одновременно мечтательной и порывистой. Разработка, решительно развивающая все три образа, насыщена мужественной борьбой. В коде у валторны ненадолго возрождается помрачневшая мелодия вступления. II часть вместо типичного для классической симфонии лирического Andante представляет собой изящный очаровательный марш, основная тема которого — то таинственная, то шутливая-заимствована композитором из уничтоженной им оперы «Ундина» (сцена свадебного шествия). Тема среднего раздела — трогательно-наивная мелодия русской народной песни «Пряди, моя пряха». III часть — скерцо — «возвращает ... в то взволнованное настроение, в котором мы находились, слушая 1 часть, но присоединяет к нему характер какой-то особенной фантастической стремительности, неудержимого бега...» (Ларош). В среднем разделе бег этот слегка замедляется забавно-неуклюжей мелодией, звучащей в духе удалых скоморошьих наигрышей, IV часть — финал — богатырская по размаху картина праздничного народного веселья. Почти безраздельно господствует мелодия плясовой украинской песни Журавель» (записана композитором от каменского буфетчика Петра Герасимовича). Многократное повторение короткого незамысловатого мотива могло привести к однотонности, если бы не поразительное разнообразие вариаций, меняющих тему на десятки ладов. Она звучит то торжественно, то шутливо, то вызывающе бойко, а порой и грозно. Освежающий контраст вносит и побочная тема, она подкупает мягкой грацией, восторженностью. В громогласной коде опять звучит мотив «журавля», и опять по-новому: с небывалой стремительностью, безудержным весельем и ликованием. Следующая страница: Третья симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |