Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
Чайковский Пётр ИльичТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ, РЕ МАЖОР
СОЧ. 29 (1875) Эта симфония не совсем обычна для Чайковского как по количеству частей (5 вместо 4), так и по их содержанию. Личное, лирико-психологическое начало, сосредоточенное в медленной, III части, оказалось как бы «побочной темой» произведения, его вторым планом. Господствующее положение заняли образы картинного, зрелищно-театрального характера. Отсюда — изобилие жанрово-бытовой музыки (марш, шествие, танец), что сближает эту симфонию с сюитой. Объективный, светлый тон всему произведению задает I часть-единственная мажорная среди первых частей в симфониях Чайковского. Правда, свет возникает не сразу: медленное вступление (примечание композитора — «В темпе похоронного марша») проникнуто величавой скорбью. Но колорит постепенно светлеет. Мощный разгон движения приводит к главной теме в характере марша, парадного и пышного. Побочная тема — трогательно-печальная, чистая — скромно оттеняет царящее в I части настроение праздничной, несколько официальной торжественности. Совсем иной мир во II части — уютный, интимно-домашний, ласковый. Звучит вальс, но степенный, не очень быстрый, в духе немецких лендлеров (часть названа «Alla tedesca», т. е. в «немецком стиле»). III часть — поэтическая элегия. В главной теме слышатся то мольба, то грустная покорность. Но больше всего запоминается побочная тема. Красивая, пластичная, она звучит как песнь счастья, как гимн любви... IV часть — скерцо — одна из самых ярких в симфонии. Это мастерски сотканная звуковая арабеска. Но не ради забавы сплетены-ее фантастические узоры: музыка «страшит и пугает трепетно скользящими призрачными тенями» (Б. Асафьев). Средний раздел — таинственный марш, в котором оживает один из мотивов траурного вступления к 1 части. Резким поворотом от призрачных грез к реальности звучит музыка финала, Блестящий полонез, холодноватый в своей импозантности, невольно напоминает помпезное торжество I части. Вновь утверждает себя внешнее, объективное, заглушая трепетный голос души, прозвучавший в средних частях симфонии. Следующая страница: Четвёртая симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |