ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Чайковский Пётр Ильич

СЕРЕНАДА ДЛЯ СТРУННОГО ОРКЕСТРА ДО МАЖОР

СОЧ. 48 (1880)
I. Пьеса в форме сонатины (Andante non troppo. Allegro moderato).
II. Вальс (Moderato. Tempo di valse).
III. Элегия (Larghetto elegiaco).
IV. Финал (на русскую тему. Andante. Allegretto con spirito).
Первое исполнение — 18 октября 1881 г. в Петербурге под упр. Э. Направника

«Серенада для струнного оркестра» — одна из самых лучезарных страниц музыки Чайковского — возникла в ту пору жизни композитора, когда после создания Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» он ощутил новый могучий приток творческих сил. По признанию автора, она была написана как бы «нечаянно», словно вылилась сама собой. Быть может, отсюда — та высшая естественность выражения, ощущение которой ни на мгновение не покидает слушателя. Содержание музыкальных образов и характер их развития заставляют вспомнить о жанре сюиты, 4 части «Серенады» — это 4 оттеняющих друг друга душевных состояния.

I часть открывается торжественным вступлением. Трижды проходит полнозвучная, по-баховски величавая мелодия. Она задает тон всему сочинению и запоминается как один из основных образов «Серенады», определяющих ее светлый, жизнеутверждающий характер. Главная тема 1 части навевает настроение спокойной, мечтательной задумчивости. Встречаются мгновения порыва или безотчетной грусти, но они исчезают, поглощенные звучанием второй темы — оживленной и безоблачной. Вслед за экспозицией обеих тем оркестр, минуя разработку, вновь возвращается к ним и наконец завершает пьесу мощным проведением вступительной темы.

II часть — «милый в своем простодушии и кроткой прелести» вальс (Б. Асафьев). Напевность и красота мелодий, изящество и благородство линий ставят это произведение в первый ряд блестящей «вальсовой плеяды» Чайковского.

III часть — «трепетно льющаяся музыка», которая звучит, по выражению Б. Асафьева, как «воспоминание о чем-то минувшем, далеком, все еще дорогом, но не вызывающем острой скорби».

В финале «воспоминания» уступают место самой жизни — кипучей, деятельной, радостной. Правда, небольшое введение еще напоминает образы Элегии. Но уже в конце вступления вырисовывается новый мотив (напев русской плясовой песни «Под яблонью зеленою»), который словно притаился, чтобы неожиданно вырваться в стремительной пляске. Ее движение внезапно останавливается торжественно-величавой темой вступления к 1 части. Но она не в силах сдержать напор танца, ликующим звучанием которого заканчивается «Серенада».


Следующая страница: Концерт для скрипки с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   • Серенада для струнного оркестра   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru