Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Чайковский Пётр ИльичПЯТАЯ СИМФОНИЯ, МИ МИНОР
СОЧ. 64 (1888) Десять лет отделяют Пятую симфонию от Четвертой. Коренные вопросы философии, этики волнуют Чайковского в эти годы. Характерная запись в дневнике от 22 июля 1887 г.: «Жизнь проходит, идет к концу, — а ни до чего не додумался... Так ли я живу, справедливо ли поступаю?» Остро переживает композитор общественно-политический кризис 1880-х гг. «В России теперь что-то неладное творится», — пишет он из-за границы. Мучившие композитора вопросы требовали «выхода» в симфонии философского склада, с глубоким, психологически окрашенным конфликтом. Один навязчивый образ пронизывает Пятую симфонию, появляясь в том или ином виде в каждой из четырех частей. Впервые возникает он во вступлении к 1 части в облике, напоминающем траурный марш. В угрюмой, медлительно-грузной теме есть нечто давящее и в то же время обреченно-покорное. «Полнейшее преклонение перед судьбой», — сказано о ней в записной книжке Чайковского. Мысль о неразрешимости жизненных проблем, о тщете человеческого существования вызывает страстное желание проверить и опровергнуть ее. Так вступление становится как бы отправной точкой, драматургическим стимулом всей симфонии. Мрачный отблеск вступления лежит на главной теме 1 части. В ней сохраняется движение марша, но теперь оно отмечено тревожной поспешностью. Облик этой темы во многом определяет характер всей части: музыка постоянно стремится ввысь, словно пытаясь вырваться из тисков оцепенения, но неизменно откатывается вспять. Лишь ненадолго вспыхивает луч надежды-поэтичный вальсовый образ второй темы. Средоточием добра и света становится II часть. Лирической поэмой хочется назвать ее. II часть резко противостоит первой и в то же время органически связана с ней в упоительно прекрасный мир ее мелодий дважды, подобно шквалу, врывается тема вступления к l части. Но теперь она воплощает не внутреннее состояние человека, а грубую внешнюю силу, напоминая воинственную тему судьбы из Четвертой симфонии. III часть в симфониях Чайковского обычно представляет собой скерцо. В Пятой же на месте скерцо оказался нежный, мечтательный вальс. Это своего рода лирическое интермеццо, мир поэзии и покоя, фантазии и мечты... Правда, в последние такты вальса прокрадывается «таинственная маска» (Асафьев) — тема вступления из I части, С коварной ласковостью подлаживается она под ритм танца, внушая тревогу за исход драмы... Однако начало финала сметает возникшие сомнения: та же тема вступления звучит мажорно и величаво, знаменуя готовность человеческого духа к борьбе против мрачных, парализующих волю сил. Разгорается последняя, отчаянная схватка. Она начинается темой удалого и грозного пляса, напоминающего трепак. Одна за другой вовлекаются в действие новые темы — импульсивные и короткие. Быстрая смена мелодий накапливает ощущение неустойчивости, беспокойства. Наступает томительная пауза. И вот возвращается преображенная тема судьбы, открывавшая финал. Гимном человеку, победившему скорбь и неверие, звучит она. В героический марш трубы вплетают еще один обновленный образ-главную тему 1 части, перенесенную в ослепительный мажор. Этим последним красноречивым штрихом композитор заканчивает симфонию. Следующая страница: Шестая симфония. «Патетическая»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |