Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Людвиг ван БетховенУВЕРТЮРЫС именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой, разветвленной семье 1-частных программных произведений, получивших в дальнейшем в зависимости от характера лежащей в их основе той или иной поэтической идеи, наименование поэм, фантазий, картин и т. п. Но, как показывает название, своим рождением этот жанр обязан увертюре, предваряющей оперу или драматический спектакль. Таково, например, происхождение и бетховенских увертюр. Так, живая и легкая увертюра «Прометей», близкая по характеру Первой симфонии, была написана к балету «Творения Прометея» (либретто и постановка Вигана); героико-трагическая увертюра «Кориолан» должна была служить вступлением к одноименной трагедии австрийского драматурга И. Г. Коллина. Группа из 4 увертюр — «Леонора» № 1, 2, 3 и «Фиделио» возникли в процессе работы над оперой «Фиделио» . Но именно в творчестве Бетховена произошло качественное перерождение жанра: из прикладной музыки увертюра превратилась в симфоническое произведение; созданные первоначально как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена вышли затем на концертную эстраду и обрели жизнь самостоятельных произведений. Опыт Бетховена имел колоссальное значение: он доказал принципиальную возможность существования 1-частного оркестрового произведения, способного по глубине идеи и насыщенности содержания соревноваться с многочастной симфонией. Благодаря необычайной концентрированности мысли на сжатом музыкальном «пространстве» , строжайшей логике симфонического развития, ясности поэтической идеи бетховенские увертюры превратились в лаконичные инструментальные драмы, в «маленькие трагедии» . Здесь мы остановимся на тех из них, которые история музыки отобрала как лучшие в творчестве Бетховена. УВЕРТЮРА «ЛЕОНОРА № 3»
СОЧ. 72 (1806) А. Серов назвал эту увертюру одним из «величайших чудес симфонического искусства». Он же убедительно доказал связь всех ее элементов с сюжетом и музыкой оперы «Фиделио» . Идея оперы — героическое самопожертвование во имя справедливости и свободы. Флорестан заключен злодеем Пизарро в темницу. Жене узника, Леоноре, переодетой в мужское платье, удается войти в доверие к начальнику тюрьмы и встретиться с мужем. Когда приближается казнь Флорестана, Леонора решает пожертвовать собой. Но злодейству свершиться не суждено: раздается звук трубы, он возвещает приезд министра, который восстанавливает справедливость. Идея борьбы и победы отчетливо выявлена в музыке. Медленное вступление связано с образом Флорестана, его тягостными раздумьями в темнице, его жалобами; неожиданно, как зловещая тень Пизарро на пороге камеры, возникают необузданно дикие пассажи струнных; снова слышны «стенания» Флорестана. Но вот словно издали у скрипок появляется легкая, полетная тема Леоноры, вся — стремление и надежда (главная тема сонатного allegro). Еще миг — и она «перед нами» во всем величии героического порыва. Ей отвечает тема Флорестана, мягкая и распевная. Начинается разработка. Словно непреодолимые преграды на пути героев к освобождению выдвигает композитор гряду грозных аккордов. Яростные «взрывы» звучности как бы аккумулируют драматизм разворачивающейся борьбы. И когда она достигает кульминации, среди внезапно наступившей тишины, словно благая весть, раздается далекая фанфара. Ей отвечает мелодия молитвы Флорестана и Леоноры. С этого мгновения драматизм исчезает, колорит музыки светлеет, и словно освобожденная от сдерживающих оков, она льется легко, привольно. У валторны появляется тема Леоноры и тут же приобретает ликующе-героический характер. Мужественно звучит тема Флорестана. Стремительные пассажи, победные звучания завершают увертюру,. УВЕРТЮРА «КОРИОЛАН»СОЧ. 62 (1807) Увертюра «Кориолан» была написана Бетховеном под впечатлением одноименной трагедии австрийского драматурга И.-Г. Коллина, современника и друга композитора. Внешним поводом для возникновения увертюры явилось желание Бетховена стать официальным композитором придворного театра, где в то время шла трагедия Коллина, занимавшего высокий пост при дворе. уКелание это, впрочем, не увенчалось успехом, но мир получил еще один шедевр Бетховена — подлинную симфоническую поэму, обладающую несмотря на поразительно лаконичную форму громадным «взрывчатым» содержанием. Бетховен был, бесспорно, увлечен трагической фигурой Кориолана, этого изгоя, заставившего трепетать перед собой родной Рим. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Гордый и непримиримый, Кориолан не находит иного выхода, кроме самоубийства. Эта острая психологическая коллизия стала исходным моментом инструментальной «драмы» . Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в первой же теме, сочетающей порывистое движение вперед и пресекающие его резкие, как сабельный удар, аккорды оркестра. Стремление и непреодолимая преграда — таков смысл этого музыкального образа. Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. Их острота оттенена второй темой, певучей и -женственной, содержащей интонацию мольбы, мягкой, но настойчивой просьбы. Строение увертюры отмечено особой слитностью разделов, Вся она пронизана единой линией музыкального развития, колеблющегося между смятением и вспышками гнева, отчаяния. Внутренняя борьба (и эмоциональная напряженность музыки) достигает высшего предела в репризе. Вновь возникают могучие звучания начала увертюры, но постепенно они утихают. Порывистый лейтмотив героя замедляет свой «бег» и словно обессиленный «умирает» . Увертюра заканчивается едва слышимым pizzicato струнных. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»
СОЧ. 84 (1809 — 1810) Увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт» — одно из популярнейших сочинений Бетховена. Трагедия (1782) основана на подлинных исторических событиях, относящихся ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Ламораль (1522 — 1568), возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт казнен. Бетховен, писавший музыку к «Эгмонту» по заказу театра, ' во многом усилил революционное звучание гётевской трагедии. Музыка решена в героическом ключе, овеяна духом свободолюбия. Музыка к «Эгмонту» содержит 10 номеров: увертюру, 4 антракта, 2 песни 1(лерхен...Смерть Клерхен» , мелодраму к монологу Эгмонта в тюрьме и «Победную симфонию» (краткую заключительную часть, апофеоз). Увертюра открывается зловеще-торжественным Вступлением; ритм старинного испанского танца сарабанды, мрачные аккорды струнных олицетворяют образ тяжелого гнета; ответные «стенания» деревянных воспринимаются как воплощение горя, Обе темы играют главную роль в драматургии сонатного аллегро. Из второй рождается тема героического порыва (главная партия), первая сохраняет значение зловещей силы, встающей на пути к свободе. Этот острый конфликт и лежит в основе симфонического развития увертюры, придавая особую взрывчатость и краткой разработке, и репризе. Ярко звучит завершающая увертюру «Победная симфония» — апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы. Следующая страница: Концерты Бетховена
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |