ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Людвиг ван Бетховен

ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ («ПАСТОРАЛЬНАЯ» ), ФА МАЖОР

СОЧ. 68 (1808)
I. Allegro ma non troppo.
II. Andante molto moto.
III. Allegro.
IV. Allegro.
V. Allegretto
Первое исполнение — 22 декабря 1808 г. в Вене

Шестая симфония была завершена в один год с Пятой, хотя ее наброски стали появляться в записных книжках композитора еще в 1802 г. Oбе симфонии раскрывают взаимосвязанные стороны бетховенского мировоззрения. Первая говорит о предназначении человека, его высшем этическом долге перед человечеством, его борьбе; вторая — об отношении к жизни вообще, окружающему миру в целом, олицетворением которого выступает вечная гармония природы.

Бетховен назвал Шестую симфонию «Пасторальной», но она далека от галантных и, в сущности, бездумных «сцен из пастушеской жизни» , которые были излюбленным мотивом искусства XVIII в. Это — философская идиллия, подсказанная высокой мыслью о гармонии человека и природы. Обращение к природе никогда не было для Бетховена (как впоследствии стало свойственно романтикам) бегством от жизненной борьбы. Напротив, именно в слиянии с природой он черпал силы для новых героических дерзаний. И потому бетховенским пасторалям менее всего свойственно умильно-сладостное любование.

Они вдохновлены возвышенной идеей сопричастности человека к природе, стремлением объять мыслью весь мир в его целостности, познать в нем вечное, непреходящее. Чувство близости к природе разлито по всей симфонии — 5 картинам, сочетающим лирико-созерцательное пейзажное и жанровое начала. Все они имеют названия, и в этом смысле Шестая симфония — один из первых образцов программного симфонизма.

I часть — «Пробуждение радостных чувств на лоне природы». Музыка отмечена необычайной мелодической щедростью, воспринимается как непрерывная радостная песня, овеянная поэзией сельской тишины, шири, просторов.

II часть — «Сцена у ручья». Человек предается созерцанию. Полуденный зной, монотонное журчание ручья навевают сладостную истому, чувство безмятежного покоя, умиротворения. Изобразительные детали (ручей, пение птиц) содействуют пейзажной достоверности этой симфонической картины.

III часть — «Веселое собрание крестьян» — колоритная, полная движения жанровая сценка. Композитор придает музыке этого жизнерадостного Скерцо подлинно народные черты, насыщая его ритмами крестьянских танцев, грубоватых, искрящихся здоровым юмором. Г. Берлиоз усматривал здесь картину сельского праздника с незамысловатыми танцами под звуки ансамбля из нескольких плохоньких инструментов.

IV часть — «Гроза. Буря» — впечатляющее изображение летней грозы, которое, по словам Г. Берлиоза, оставляет «далеко позади все, что пробовали сочинять в этом роде» . Рисуя средствами оркестра яростные порывы ветра, раскаты грома, шум усиливающегося ливня, композитор передает грандиозную мощь разбушевавшейся стихии.

Финал имеет два названия: «Пастушья песнь» и «Радостное чувство благодарности после бури». В природе вновь царит покой. Слышна перекличка пастушьих рожков (кларнет и валторна). Скрипки запевают чарующе свежую, подобно омытой дождем листве, мелодию. К ней присоединяется другая. И вновь, как в начале, свободно льется песенный поток. Этим тихим гимном благодатной, дарующей радость природе и завершается симфония.


Следующая страница: Седьмая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Шестая симфония «Пасторальная»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru