Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Людвиг ван БетховенШЕСТАЯ СИМФОНИЯ («ПАСТОРАЛЬНАЯ» ), ФА МАЖОРСОЧ. 68 (1808) Шестая симфония была завершена в один год с Пятой, хотя ее наброски стали появляться в записных книжках композитора еще в 1802 г. Oбе симфонии раскрывают взаимосвязанные стороны бетховенского мировоззрения. Первая говорит о предназначении человека, его высшем этическом долге перед человечеством, его борьбе; вторая — об отношении к жизни вообще, окружающему миру в целом, олицетворением которого выступает вечная гармония природы. Бетховен назвал Шестую симфонию «Пасторальной», но она далека от галантных и, в сущности, бездумных «сцен из пастушеской жизни» , которые были излюбленным мотивом искусства XVIII в. Это — философская идиллия, подсказанная высокой мыслью о гармонии человека и природы. Обращение к природе никогда не было для Бетховена (как впоследствии стало свойственно романтикам) бегством от жизненной борьбы. Напротив, именно в слиянии с природой он черпал силы для новых героических дерзаний. И потому бетховенским пасторалям менее всего свойственно умильно-сладостное любование. Они вдохновлены возвышенной идеей сопричастности человека к природе, стремлением объять мыслью весь мир в его целостности, познать в нем вечное, непреходящее. Чувство близости к природе разлито по всей симфонии — 5 картинам, сочетающим лирико-созерцательное пейзажное и жанровое начала. Все они имеют названия, и в этом смысле Шестая симфония — один из первых образцов программного симфонизма. I часть — «Пробуждение радостных чувств на лоне природы». Музыка отмечена необычайной мелодической щедростью, воспринимается как непрерывная радостная песня, овеянная поэзией сельской тишины, шири, просторов. II часть — «Сцена у ручья». Человек предается созерцанию. Полуденный зной, монотонное журчание ручья навевают сладостную истому, чувство безмятежного покоя, умиротворения. Изобразительные детали (ручей, пение птиц) содействуют пейзажной достоверности этой симфонической картины. III часть — «Веселое собрание крестьян» — колоритная, полная движения жанровая сценка. Композитор придает музыке этого жизнерадостного Скерцо подлинно народные черты, насыщая его ритмами крестьянских танцев, грубоватых, искрящихся здоровым юмором. Г. Берлиоз усматривал здесь картину сельского праздника с незамысловатыми танцами под звуки ансамбля из нескольких плохоньких инструментов. IV часть — «Гроза. Буря» — впечатляющее изображение летней грозы, которое, по словам Г. Берлиоза, оставляет «далеко позади все, что пробовали сочинять в этом роде» . Рисуя средствами оркестра яростные порывы ветра, раскаты грома, шум усиливающегося ливня, композитор передает грандиозную мощь разбушевавшейся стихии. Финал имеет два названия: «Пастушья песнь» и «Радостное чувство благодарности после бури». В природе вновь царит покой. Слышна перекличка пастушьих рожков (кларнет и валторна). Скрипки запевают чарующе свежую, подобно омытой дождем листве, мелодию. К ней присоединяется другая. И вновь, как в начале, свободно льется песенный поток. Этим тихим гимном благодатной, дарующей радость природе и завершается симфония. Следующая страница: Седьмая симфония
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |