Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
Людвиг ван БетховенПЯТАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР СОЧ. 67 (1805 — 1808)
Это симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему. Пятая симфония — самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Бетховена. Новаторские принципы композитора получили в этом творении классически законченную формулировку. Пятая симфония — симфония-трагедия в высоком, античном значении этого слова. Богоборческое, прометеевское начало, лежащее в основе творчества Бетховена, раскрылось здесь особенно ярко. Все части этой трагедии пронизаны единым стержнем драматургического развития. «Через борьбу — к победе» , «От мрака — к свету» — так принято формулировать философский замысел Пятой симфонии. Разумеется, это только схема содержания, его крайние полюсы, между которыми разворачивается сложная и многогранная картина жизненной борьбы. Некоторые возможности для определения концепции симфонии открывает фраза автора, относящаяся к первой теме: «Так судьба стучится в дверь». Прослеживая музыкальное «действие», можно прийти к выводу, что эта симфония повествует о том кульминационном моменте в жизни человека, когда ему приходится вступить в борьбу за осуществление своих идеалов, своего предназначения, своего «я», борьбу, быть может, сулящую гибель, но неизбежную и завершающуюся в конечном итоге его моральной победой. Величественный и благородный замысел получил выражение в классически ясной, логически стройной, удивительно лаконичной форме. Благодаря этим качествам Пятая симфония стала своего рода образцом, эталоном симфонизма XIX в. «Действие» симфонии разворачивается стремительно; о его начале возвещает грозный мотив из 4 звуков, за которым закрепилось название «темы судьбы» . Что это? Вызов? Призыв? Или предостережение? На мгновение в оркестре воцаряется тревожная тишина. И вот «глас судьбы» звучит с новой силой и настойчивостью. Словно в ответ, у скрипок возникают нежные фразы побочной партии. Вначале робкие, они вскоре обретают крепость, силу и достигают горделивой кульминации, предвосхищающей конечную победу. Так складывается основной конфликт симфонии, дающий повод для остродраматический разработки. Основанная почти целиком на характерном ритме главной темы, она в эмоциональном плане реализует идею борьбы. Музыка постепенно накапливает напряжение, в единый поток сливаются линии стремительного развития и, наконец, вновь устрашающе звучит «мотив судьбы» , символизируя наступление грозного часа испытаний. Следует внезапный срыв: гобой интонирует скорбную мелодию. Но борьба закипает с новой силой. Последние страницы первой части окрашены в суровые, трагические тона. II часть предлагает новый аспект главной идеи симфонии, раскрывая ее в плане «воспитания чувств». Это мир возвышенных мыслей, патетических эмоций — характерная для Бетховена сфера героической лирики. Две музыкальные темы создают основу вариационного развития части: первая — певучая (альты и виолончели), исполненная благородной мужественности, вторая-песенно-фанфарная, подобная гимну-призыву. Развиваясь параллельно, они сближаются; величавые ритмы шествия, фанфарные звучания, героические кульминации все больше оттесняют лирическое начало, словно обнаруживая готовность «героя» к новым, решающим схваткам. А где-то на заднем плане действия «притаилась» «тема судьбы» — эта скрытая пружина совершающихся событий... Тревожные фразы виолончелей и контрабасов, молящие интонации скрипок и альтов, разворачивающийся лавиной наступательный марш (в 3-дольном ритме!), основанный на «теме судьбы» , а в трио тяжеловесные, как нарастающий гул толпы, пассажи, таинственное pizzicato — таков в общих чертах облик скерцо, пронизанного единым порывом. Восстанавливая атмосферу борьбы, оно подготавливает финал, не только образно, но и буквально: с помощью грандиозного крещендо оно непосредственно переходит в последнюю часть. Финал — итог, апофеоз симфонии. Он воспринимается как величественный гимн Человеку, одержавшему победу в борьбе за высокие гуманистические идеалы, за человеческое достоинство. На всем протяжении части, за исключением тревожных реминисценций в разработке (финал написан в форме сонатного аллегро), господствует ослепительный мажор. Грандиозная кода, подобно триумфальной арке, завершает это симфоническое повествование о могуществе человеческого духа. Следующая страница: Шестая симфония «Пасторальная»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |