Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой) |
Людвиг ван БетховенКОНЦЕРТЫБетховенские концерты — важная веха на историческом пути этого жанра: Бетховен выдвинул его новую концепцию. Решительно отказавшись от виртуозно-развлекательной трактовки, которую начал преодолевать уже Моцарт, он внес в концерт дух высоких интеллектуальных, этико-философских исканий, которыми отмечено все его творчество. Концерт приблизился к симфонии. Увеличились его размеры, появились новые виды фортепианной техники. Вместе с тем виртуозное начало оказалось полностью подчиненным выразительным, художественным задачам; диалог инструмента и оркестра был использован для углубления симфонической интерпретации жанра. Переосмыслению подверглась и форма 3-частного цикла, где усилились черты конфликтности, единства симфонического развития, Наконец, Бетховен первым стал выписывать каденции, подчинив их художественным целям и лишив тем самым пианиста возможности вторгаться в авторский замысел. Все это, разумеется, произошло не сразу. Первые 2 фортепианные концерта при всей их мелодической свежести и обаянии еще не содержат ничего нового и близки моцартовской традиции. Новое начинается с Третьего концерта. Лирический Четвертый и героический Пятый, а также скрипичный — образцы зрелого концертного стиля Бетховена. ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ДО МИНОРСОЧ. 37 (1800) Третий концерт несет на себе черты яркой бетховенской индивидуальности. Он написан в излюбленной Бетховеном тональности до минор, которая ассоциировалась у композитора с мужественным, героико-драматическим началом («Патетическая» соната, V симфония). Эти черты есть и в Третьем концерте, где они сочетаются со светлой и благородно-сдержанной лирикой. I часть. В ее основе — широкий круг музыкальных образов. Открывается концерт мужественной темой, краткой, как математическая формула, и императивной, как категорическое утверждение. Однако ее продолжение лирично, в нем чувствуется сдерживаемое волнение, душевный порыв. На своем пути к побочной партии главная тема проходит через ряд превращений. Она приобретает то гимнически ликующий, то драматический характер. Женственно-нежная побочная тема вносит лирический оттенок. Бетховен здесь еще придерживается традиционной формы концерта, и потому фортепиано повторяет всю экспозицию, только что изложенную оркестром. И тут выявляется выразительная функция фортепиано: оно призвано смягчить поначалу суровый характер тем, придать им более лирическое звучание. «Лиризация» продолжается и в лаконичной разработке. Несмотря на присутствие виртуозных пассажей, фигураций, фортепиано звучит преимущественно мягко, мелодично, напевно. Бетховен явно приберегает драматические краски для коды, где восстанавливается главенство первой, императивной темы. II часть — типично бетховенское возвышенное раздумье. Музыка спокойна и величава, ее размеренный «шаг» не может нарушить виртуозный орнамент, прихотливыми узорами окружающий мелодическую линию. III часть — традиционное рондо. В его основе — танцевальная мелодия, чуть шутливая, лукавая и кокетливая, но в целом простая и задорная, как народная немецкая песня. ЧЕТВЕРТЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СОЛЬ МАЖОРСОЧ. 58 (1806) Наиболее ярко новое понимание данного жанра раскрылось в Четвертом концерте. В нем все необычно. И фортепианное начало (концерты обычно открывались оркестром), и преобладание мелодического элемента над виртуозным, и тонкий психологизм. По существу — это лирическое произведение, партия рояля «вся словно соткана из тончайших и в то же время глубоко напевных мелодий» (М. Друскин). Таковы дополняющие друг друга главная и побочная партии I части. Причем, если в главной теме преобладает речитативный элемент, то в побочной — развитая кантилена. Однако обеим присущ тон спокойного лирического повествования. Он сохраняется на протяжении всей части в струящихся мелодичных пассажах фортепиано, в мягкой оркестровке. II часть — шедевр лаконизма, содержательный, глубокий по мысли диалог солиста и оркестра. Поочередно следуют «вопрошающий» речитатив оркестра и нежно-лирические ответы рояля. Речитатив становится все более настойчивым, в лирических фразах появляется интонация стона, страданий. Наконец, течение диалога достигает вершины; она необычна — широко «распета» , как будто в этом «споре» развилось, созрело и вырвалось наружу порывистое чувство. III часть — жизнерадостное рондо. Калейдоскопически быстро мелькают эпизоды — лирические и танцевальные, объединенные классически стройной конструкцией формы. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОРСОЧ. 61 (1806) Единственный у Бетховена Концерт для скрипки с оркестром принадлежит к числу самых сложных произведений скрипичного репертуара. Дело не столько в технических трудностях, не имеющих самодовлеющей ценности, сколько в глубине содержания, которое требует высокой исполнительской зрелости. Скрипичный концерт — сочинение в основном лирическое. Ровная, спокойная, но внутренне насыщенная эмоция отмечена оттенком эпической объективности. Господствуют мажорный колорит, ясность, благородная сдержанность чувств, артистизм. Эти свойства предстают уже в I части (сонатное allegro), обладающей большим эмоциональным дыханием, поражающей мелодической щедростью. Тревожные «вторжения» начальной темы, состоящей из 4 ударов литавр, приводят к драматическим взлетам, не нарушая, однако, общего спокойного тонуса. Но особенно ярко лирическое начало проявляет себя в Larghetto, решенном в светлых, чуть приглушенных, задумчиво-мечтательных тонах. И даже в финале (рондо), основанном на остроритмизованной танцевальной теме, ясно ощущается лирическая «нотка» , которую привносит вторая тема, полная свежести и красоты. Такое решение концерта определило его стиль. В нем преобладает напевность. Части изобилуют певучими мелодиями, которые возникают не только в экспозиционных, но и (что характерно для Бетховена) в разработанных разделах, развиваются привольно, окруженные тонким кружевом фигураций и пассажей. Следующая страница: Пятый концерт для фортепиано с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |