ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Людвиг ван Бетховен

ПЯТЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 73 (1809)
I. Allegro.
II. Adagio un poco mnoss.
III. Rondo. Allegro
Первое исполнение — 28 ноября 1811 г. в Лейпциге,
солист — Ф. Шнейдер

Пятый концерт принадлежит к шедеврам мировой фортепианной и симфонической литературы. Глубоко новаторский, он оказал огромное влияние на дальнейшие судьбы этого жанра. Идея симфонизации концерта получила в нем законченное выражение. По значительности мысли он может быть поставлен в один ряд с грандиозными симфоническими опусами Бетховена, а по характеру содержания примыкает к героической линии в творчестве композитора, представленной такими произведениями, как Вторая, Третья и Седьмая симфонии.

Концерт поражает своим поистине симфоническим размахом, богатством образов, технической сложностью. Однако его виртуозность не внешнего порядка. Созданный в эпоху наполеоновских войн, этот концерт отчасти близок модному в то время типу «военного концерта». Ритмы маршей, словно ослепительные tutti военных оркестров, отдаленные мотивы гимнических песен, или тревожные, как перед битвой, затишья, — все эти ассоциации играют важную образную роль, но весьма далеки от трескуче казенной, плац-парадной помпезности военных концертов и призваны передать дух героического времени, органически входят в художественную концепцию произведения. А в нем — не только грозовая и блестящая эпоха, но, прежде всего — человек с его духовным миром. В этом отношении по-новому трактован Бетховеном диалог солиста и оркестра. Если музыка, исполняемая оркестром, связана с кругом внешних впечатлений, то в партии фортепиано (особенно 1 и 11 ч.) явственно слышится личное, лирическое начало, как бы отношение художника к происходящему вокруг.

Новаторский замысел сказывается уже в начале: концерт открывается виртуозной каденцией. Далее оркестр представляет «первого героя» — героико-гимническую тему. Свойственная ей энергичная маршевая поступь дает ритмический пульс всей части. Другой образ воспринимается отдаленно звучащей революционной песней. И лишь под конец экспозиции (еще одно нововведение, не говоря уже о трех темах вместо двух!) появляется побочная партия, напевная, но неразвитая. Эта многоплановость экспозиции рождает ощущение перспективы, движения, смены картин. Молчащее до сих пор фортепиано включается «в действие» с помощью пассажа, и героическая тема предстает в мягком, лирическом звучании. Вторая тема-песня обволакивается тонким кружевом фортепианной фигурации. Разработка лаконична и поражает последовательностью нагнетания энергии. Она приводит к драматическим октавным пассажам. Каденция фортепиано необычна. Именно здесь Бетховен, нарушая традицию, выписывает ее полностью. Более того, в ней проходит одна из тем части, и, наконец, участвует валторна, «помогая» солисту. Заканчивается часть звонко и блестяще.

II часть очень невелика. Это тихий и светлый гимн. Мелодия песенна и проста, без какой-либо внешней эффектности. Партия фортепиано наполняется пением, кантиленой. Почти лишенная контрастов, музыка течет спокойно и непосредственно (с помощью приема attacca) вливается в III часть — жизнерадостное, танцевальное рондо. «Тон задает» ритмически упругая тема рефрена, полная живости и веселья. Она придает финалу динамичность развития и праздничность общего настроения.


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Людвиг ван Бетховен   • Пятый концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru