Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенПервая симфонияВторая симфонияТретья симфония «Героическая»Четвертая симфонияПятая симфонияШестая симфония «Пасторальная»Седьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияУвертюры БетховенаКонцерты БетховенаПятый концерт для фортепиано с оркестромФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Людвиг ван БетховенПЯТЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР СОЧ. 73 (1809) Пятый концерт принадлежит к шедеврам мировой фортепианной и симфонической литературы. Глубоко новаторский, он оказал огромное влияние на дальнейшие судьбы этого жанра. Идея симфонизации концерта получила в нем законченное выражение. По значительности мысли он может быть поставлен в один ряд с грандиозными симфоническими опусами Бетховена, а по характеру содержания примыкает к героической линии в творчестве композитора, представленной такими произведениями, как Вторая, Третья и Седьмая симфонии. Концерт поражает своим поистине симфоническим размахом, богатством образов, технической сложностью. Однако его виртуозность не внешнего порядка. Созданный в эпоху наполеоновских войн, этот концерт отчасти близок модному в то время типу «военного концерта». Ритмы маршей, словно ослепительные tutti военных оркестров, отдаленные мотивы гимнических песен, или тревожные, как перед битвой, затишья, — все эти ассоциации играют важную образную роль, но весьма далеки от трескуче казенной, плац-парадной помпезности военных концертов и призваны передать дух героического времени, органически входят в художественную концепцию произведения. А в нем — не только грозовая и блестящая эпоха, но, прежде всего — человек с его духовным миром. В этом отношении по-новому трактован Бетховеном диалог солиста и оркестра. Если музыка, исполняемая оркестром, связана с кругом внешних впечатлений, то в партии фортепиано (особенно 1 и 11 ч.) явственно слышится личное, лирическое начало, как бы отношение художника к происходящему вокруг. Новаторский замысел сказывается уже в начале: концерт открывается виртуозной каденцией. Далее оркестр представляет «первого героя» — героико-гимническую тему. Свойственная ей энергичная маршевая поступь дает ритмический пульс всей части. Другой образ воспринимается отдаленно звучащей революционной песней. И лишь под конец экспозиции (еще одно нововведение, не говоря уже о трех темах вместо двух!) появляется побочная партия, напевная, но неразвитая. Эта многоплановость экспозиции рождает ощущение перспективы, движения, смены картин. Молчащее до сих пор фортепиано включается «в действие» с помощью пассажа, и героическая тема предстает в мягком, лирическом звучании. Вторая тема-песня обволакивается тонким кружевом фортепианной фигурации. Разработка лаконична и поражает последовательностью нагнетания энергии. Она приводит к драматическим октавным пассажам. Каденция фортепиано необычна. Именно здесь Бетховен, нарушая традицию, выписывает ее полностью. Более того, в ней проходит одна из тем части, и, наконец, участвует валторна, «помогая» солисту. Заканчивается часть звонко и блестяще. II часть очень невелика. Это тихий и светлый гимн. Мелодия песенна и проста, без какой-либо внешней эффектности. Партия фортепиано наполняется пением, кантиленой. Почти лишенная контрастов, музыка течет спокойно и непосредственно (с помощью приема attacca) вливается в III часть — жизнерадостное, танцевальное рондо. «Тон задает» ритмически упругая тема рефрена, полная живости и веселья. Она придает финалу динамичность развития и праздничность общего настроения.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |