ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Прокофьев Сергей Сергеевич

СКИФСКАЯ СЮИТА «АЛА И ЛОЛЛИЙ»

Посв. основателям «Вечеров современной музыки»
В. Каратыгину, И. Крыжановскому, А. Медему, В. Нувелю и А. Нуроку

СОЧ. 20 (1915)
1. Поклонение Велесу и Але.
II. Чужбог и пляска нечисти.
lll. Ночь.
IV. Поход Лоллия и шествие Солнца
Первое исполнение — 16 января 1916 г. в Петрограде
под упр. автора

«Сюита «Ала и Лоллий» — нечто неслыханное и неизъяснимое, во всяком случае, со времен Бородина... Как могла проснуться в юноше, нашем современнике, душа язычника-степняка с его культом светлых и темных сил природы — в этом извечная тайна творческой интуиции! Точно и христианства не было, и как будто теперь вокруг нас бурлят и волнуются эти «черноземные» , не отлепившиеся от земли трепетные и жуткие, соприкасающиеся с хаосом силы» . Так писал Б, Асафьев после премьеры «Скифской сюиты» , после того памятного дня, когда ошеломленная публика резко разделилась на восторженных почитателей творчества Прокофьева и ярых его противников.

История создания «Скифской сюиты» такова. Когда летом 1913 г. Прокофьев был в Лондоне, известный русский антрепренер Дягилев предложил ему написать балет на «русский сюжет, сказочный или доисторический. По возвращении в Петербург композитор, следуя советам Дягилева, вступил в контакт с молодым поэтом С. Городецким. «Городецкий откопал несколько удачных скифских образов, — вспоминает Прокофьев, — но драматургическая выдумка ему не давалась, и лишь после многих встреч мы кое-как сколотили сюжет, который озаглавили «Ала и Лоллий». По мере поступления материала я немедленно писал музыку» .

Содержание балета вкратце сводится к следующему. Древние славяне поклоняются богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Этим добрым богам противостоит злой и коварный Чужбог. Поддерживаемый дикими чудовищами, он хочет похитить Алу. На помощь Але приходит скифский богатырь Лоллий. И когда в неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, появляется всемогущий бог солнца Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.

Зимой 1915 года Прокофьев выехал в Италию и познакомил Дягилева со своим новым сочинением. Дягилев забраковал балет, найдя сюжет надуманным, а музыку малоинтересной. Вернувшись домой, Прокофьев приступил к новой работе — балету «Шут» .

«Параллельно с сочинением «Шута» , — пишет композитор в автобиографии, — я пересмотрел эскизы «Алы и Лоллия» и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд.

Эту музыку удалось распланировать так, что образовалась 4-частная сюита, в которой материал расположился приблизительно в том порядке, как и в несостоявшемся балете. Инструментовкой я владел уже в достаточной мере, чтобы взяться за большой оркестр и постараться выполнить ряд замыслов. Первые две части соркестровались с большой легкостью; над двумя последними я провозился гораздо дольше, зато и фактура у них гораздо интереснее; над заключительным восходом я просидел почти столько же, сколько над половиной сюиты. Зилоти пригласил меня подирижировать «Скифской сюитой» .

Сюита состоит из 4 частей и имеет определенную сюжетную линию, связанную с замыслом балета. Партитура сюиты громоздка: Прокофьев применил здесь четвертной состав оркестра с большим количеством добавочных голосов. Полностью использован богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Однако оркестровые «излишества» , о которых так много писали в свое время, вовсе не являются самоцелью; композитору нужны были броские, «плакатные» средства, чтоб с максимальной силой воплотить картины буйного «скифства» , картины бешеной вакханалии, картины могучего расцвета природы.

I часть — «Поклонение Велесу и Але» — грандиозное «панно» , написанное крупными мазками и оркестрованное с нарочитой грубоватостью (лишь в конце колорит светлеет — мелодия, томно напеваемая флейтами, рисует образ Алы).
II часть — «Чужбог и пляска нечисти» впечатляет прежде всего первобытно-стихийной силой ритма и поразительной энергией;
III часть — «Ночь» — тонкий «импрессионистский» ноктюрн, выписанный мягкими, «воздушными» красками. Финал сюиты — «Поход Лоллия и шествие солнца» — ослепительная звуковая фреска, словно обжигающая своим неистовым красочным гулом. Здесь, по словам Асафьева,— «буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся» .


      • Начало   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Скифская сюита «Ала И Лоллий»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru