ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Прокофьев Сергей Сергеевич

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР

Посв. Н. Н. Черепнину

СОЧ. 10 (1911 — 1912)
Первое исполнение — 7 августа 1912 г. в Москве
под упр. К. Сараджева, солист автор

Первый фортепианный концерт явился важнейшей вехой в творческой биографии Прокофьева. Концерт стал первым подлинно выдающимся опусом молодого композитора. Здесь к тому же впервые были провозглашены и ведущие принципы музыкально-эстетического credo Прокофьева: волевая напористость, неуемная сила, полемическая острота изложения. Композитор даже и не пытался скрывать, что концертом он хотел «проломить сопротивление» музыкальных консерваторов, с опаской и крайним предубеждением относившихся ко всему новому, необычному. И действительно, Первый фортепианный концерт поразил слушателей мужественным натиском, дерзкой фантазией, и в то же время легкостью, «спортивной» жизнерадостностью.

Концерт написан в форме свободной I-частной поэмы. Вместе с тем, в нем легко различить 4 раздела. Первый — наиболее развернутый; он начинается и завершается торжественно апофеозной темой, своего рода образной «декларацией» произведения (эта тема завершает концерт). Второй раздел, резко отграниченный от первого, — «очаровательный «оазис» типичной для Прокофьева интимно-затаенной лирики» (И, Нестьев), Третий — скерцозный, с преобладающим токкатным движением, «колючими» пассажами фортепиано:, острыми танцевальными ритмами. Основу заключительного раздела составляет тема вступления; она звучит мужественно и празднично.

«Блеск, острота, пикантность и юмор в общей раме пышной импозантности» ,— так отозвался о Первом фортепианном концерте один из восторженных почитателей прокофьевского творчества В. Держановский.

Итак, уже в первом крупном произведении Прокофьев удивительно гармонично сочетает стремительный динамизм, чистую целомудренную лирику и шутовской гротеск, т. е. именно те черты, которые получат затем блестящее развитие в его последующих творениях.


Следующая страница: Второй концерт для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Первый концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru