ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Прокофьев Сергей Сергеевич

СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ, МИ МИНОР

Посв. М. Л. Ростроповичу

СОЧ. 125 (1952)
I. Andante.
II. II. Allegro quisto.
lll. Andante con moto
Первое исполнение — 18 февраля 1952 г. в Москве
под упр. С. Рихтера, солист М. Ростропович.

Первое исполнение оконч. ред. — 9 декабря 1954 г. в Копенгагене под упр. Т. Иенсена, солист М. Ростропович

Симфония-концерт — самое масштабное и, пожалуй, самое сложное из всех прокофьевских сочинений концертного жанра. «Выросшее» из Первого виолончельного концерта (написанного еще в 30-х гг.), оно соединяет в себе остроту, свежесть и пикантную «деловитость» ранних прокофьевских опусов с мудрой мыслью и безупречным мастерством маститого художника. Обилие тем, их «разношерстность» , огромная роль оркестра, а главное, значительность замысла, глубина и насыщенность самой музыки, — все это дало основание назвать произведение Симфонией-концертом.

И все же сольная партия занимает в этой величественной партитуре главенствующую роль не только в чисто виртуозном, концертном плане, но и в плане идейно-смысловом. Она написана с блеском и изобретательностью (неоценимую помощь композитору оказал М. Ростропович, в тесном содружестве с которым сочинялась Симфония-концерт). Богатейшие возможности виолончели как тембровые, так и технические, использованы с максимальной полнотой.

Строение Симфонии-концерта не совсем обычно. Центральное место занимает средняя часть: она наиболее развернута, в ней сосредоточены основные «события» музыкального действия, Вместе с тем, и финал произведения полон резких контрастов; он является не только завершением цикла, но и прямым продолжением «бурных перипетий» II части. И лишь 1 часть служит своеобразным лирикоэпическим вступлением, хотя и достаточно развернутым.

Несмотря на то, что все разделы цикла выполняют определенные драматургические функции, каждый из них отмечен тематическим разнообразием и богатым «подтекстом» . Так, I часть, наряду с лирико-эпическими темами, содержит и зерна драматизма: здесь уже появляются образы и порывистые, экспрессивные, и мужественные, лапидарные. Во II части ярко сопоставляются безмятежно-светлая лирика (в центральном разделе звучит упоительная, типично русская по своим интонационным истокам тема широкого дыхания) и волевой напор, романтический пафос и острый гротеск, эпизоды мрачные и добродушно-танцевальные. И все же эмоциональную окраску части определяет активное начало — энергия, динамизм, действенность.

Финал построен на двух темах, подвергающихся в процессе развития богатому и остроумному вариированию. Первая звучит в начале как вдохновенный эпический сказ (в дальнейшем она многократно меняет свой облик, приобретая иногда игривый, танцевальный характер). Вторая тема напоминает известную белорусскую песню «Будьте здоровы» . Ее вариации образуют комическую, почти зрительно осязаемую бытовую сценку (автор называл этот эпизод «бедные родственники» ). В коде финала Прокофьев использует одну из тем II части. Заканчивается Симфония-концерт могучим динамическим нарастанием, как бы возникающим на гребне последней кульминационной волны.


Следующая страница: Скифская сюита «Ала И Лоллий»

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Симфония-концерт для виолончели с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru