![]() |
Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц) |
Прокофьев Сергей СергеевичСИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ, МИ МИНОРПосв. М. Л. Ростроповичу
СОЧ. 125 (1952) Первое исполнение оконч. ред. — 9 декабря 1954 г. в Копенгагене под упр. Т. Иенсена, солист М. Ростропович Симфония-концерт — самое масштабное и, пожалуй, самое сложное из всех прокофьевских сочинений концертного жанра. «Выросшее» из Первого виолончельного концерта (написанного еще в 30-х гг.), оно соединяет в себе остроту, свежесть и пикантную «деловитость» ранних прокофьевских опусов с мудрой мыслью и безупречным мастерством маститого художника. Обилие тем, их «разношерстность» , огромная роль оркестра, а главное, значительность замысла, глубина и насыщенность самой музыки, — все это дало основание назвать произведение Симфонией-концертом. И все же сольная партия занимает в этой величественной партитуре главенствующую роль не только в чисто виртуозном, концертном плане, но и в плане идейно-смысловом. Она написана с блеском и изобретательностью (неоценимую помощь композитору оказал М. Ростропович, в тесном содружестве с которым сочинялась Симфония-концерт). Богатейшие возможности виолончели как тембровые, так и технические, использованы с максимальной полнотой. Строение Симфонии-концерта не совсем обычно. Центральное место занимает средняя часть: она наиболее развернута, в ней сосредоточены основные «события» музыкального действия, Вместе с тем, и финал произведения полон резких контрастов; он является не только завершением цикла, но и прямым продолжением «бурных перипетий» II части. И лишь 1 часть служит своеобразным лирикоэпическим вступлением, хотя и достаточно развернутым. Несмотря на то, что все разделы цикла выполняют определенные драматургические функции, каждый из них отмечен тематическим разнообразием и богатым «подтекстом» . Так, I часть, наряду с лирико-эпическими темами, содержит и зерна драматизма: здесь уже появляются образы и порывистые, экспрессивные, и мужественные, лапидарные. Во II части ярко сопоставляются безмятежно-светлая лирика (в центральном разделе звучит упоительная, типично русская по своим интонационным истокам тема широкого дыхания) и волевой напор, романтический пафос и острый гротеск, эпизоды мрачные и добродушно-танцевальные. И все же эмоциональную окраску части определяет активное начало — энергия, динамизм, действенность. Финал построен на двух темах, подвергающихся в процессе развития богатому и остроумному вариированию. Первая звучит в начале как вдохновенный эпический сказ (в дальнейшем она многократно меняет свой облик, приобретая иногда игривый, танцевальный характер). Вторая тема напоминает известную белорусскую песню «Будьте здоровы» . Ее вариации образуют комическую, почти зрительно осязаемую бытовую сценку (автор называл этот эпизод «бедные родственники» ). В коде финала Прокофьев использует одну из тем II части. Заканчивается Симфония-концерт могучим динамическим нарастанием, как бы возникающим на гребне последней кульминационной волны. Следующая страница: Скифская сюита «Ала И Лоллий»
|
![]() |
![]() |
![]() |
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020 | о проекте контакты карта сайта |