ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Прокофьев Сергей Сергеевич

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ, СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 100 (1944)
I. Andante.
Il. Allegro marcato.
III. Adagio.
IV. Allegro giocoso
Первое исполнение — 13 января 1945 г. в Москве
под упр. автора

«В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту», — так определил композитор замысел своего произведения. Созданная в тот период, когда война перешла в завершающую стадию и когда исход ее был уже предрешен, симфония имеет дальний прицел — она устремлена в грядущие годы. И все же, как всякое большое произведение большого художника, она всеми корнями связана с современностью. Музыка симфонии дышит волей и упорством, колоссальной уверенностью, спокойствием и мужественной силой.

Многое роднит образы 1 части с эпически величавыми страницами. музыки Бородина, Глазунова... Неторопливо разворачивается главная тема (воображение рисует бескрайнюю даль полей). Прокофьев делает этот мотив стержневым центром 1 части, носителем героической, величественной идеи. Другая тема (побочная) не контрастирует с главной, а скорее дополняет ее. Она звучит свежо и привольно, как полноводная песнь весеннего обновления. В результате столкновения и взаимодействия этих образных сфер происходит сближение лирики и героики. Венчает часть богатырская кода, где главный образ приобретает гимническую окраску. Так, в 1 части симфонии не только намечается, но и окончательно утверждается основная идея всего произведения.

Замысел II части чрезвычайно своеобразен. Беззаботное веселье; лукавая усмешка, добродушный юмор — таковы настроения, господствующие в начальном разделе скерцо. При повторном изложении (реприза) происходит существенная трансформация основного образа. Острая и задорная тема обратилась теперь в грозное, зловещее видение, в тупую, звериную силу... Между этими разделами помещен «пикантный» танцевальный эпизод, обрамленный двумя небольшими, удивительно рельефными «пасторальными» ритурнелями...

Поэтичное Adagio открывается одухотворенной темой огромной протяженности и грандиозного эмоционального размаха. Это лирика сдержанная, светлая и задумчивая. Порывистые динамические волны постепенно приводят к кульминации, где новая повествовательно-балладная тема звучит экспрессивно, настойчиво (этот эпизод перекликается с военными фрагментами оперы «Война и мир» ). С возвращением начального раздела вновь наступает успокоение...

Если две средние части симфонии были связаны с образами драматическими, конфликтными, то финал во многом перекликается с ее начальными страницами. Это подчеркивается уже тем, что композитор предваряет финал заглавной темой симфонии, олицетворяющей героико-эпическое начало. Общее настроение финала — поюношески восторженное, лучезарное.

В ритме веселого пляса звучит у солирующего кларнета живая и подвижная по-прокофьевски угловатая тема. Она постоянно выплывает на поверхность, цементируя тем самым всю схему строения заключительной части. Финал богат разнохарактерными образами. Тут и лирика, и мужественное благородство, и лукавая грация, и задорный юмор. Шумным потоком празднично-ликующих звучаний завершается эта монументальная симфония.


Следующая страница: Шестая симфония

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Пятая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru