![]() |
Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
Прокофьев Сергей СергеевичПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР
СОЧ. 19 (1917) В ряду инструментальных концертов Прокофьева Первый скрипичный занимает особое место. В значительной мере «освоив» фортепиано (к 1917 г. композитором были созданы 2 фортепианных концерта, 2 сонаты, несколько циклов, множество мелких пьес), Прокофьев впервые обратился к солирующей скрипке. Это во многом определило и характер сочинения. Написав еще в 1915 г. прелестную, широкого дыхания певучую тему для миниатюрного скрипичного концертино, Прокофьев так и не закончил этой работы. Однако после завершения крупных сценических произведений (опера «Игрок» , балет «Шут» ) композитор вернулся к ней, и прежний замысел был осуществлен в исключительно короткий срок. «Понемногу к лету 1917 года, — вспоминает Прокофьев, — музыка была сочинена, и концертино разрослось в концерт, а летом 1917 года я закончил партитуру». Отличительная особенность концерта — его лирико-романтическая окраска. После «неистовых буйств» «Скифской сюиты» , четких «стальных» маршей и «варваризмов» фортепианных пьес, Первый скрипичный концерт «неожиданно» обнаружил и другую, не менее сильную (и ранее попросту не замеченную) сторону прокофьевского дарования — его чистую, целомудренную лирику, всегда благородную, сдержанную, но всегда удивительно одухотворенную. Правда, наряду с лирикой, много внимания уделено образам гротескным, «заостренным». Но уже сам принцип последования частей (крайние выдержаны в умеренном движении и носят более созерцательный характер, в то время как средняя — скерцо — очень активна и действенна) говорит о явном стремлении композитора по-иному расставить Образные и эмоциональные акценты. Так, в центре оказывается лирика с кантиленой сольной скрипичной партии и ажурной легкостью оркестрового колорита. Интересно, что роль оркестра Прокофьев расширяет «изнутри» : доводя до минимума количество чисто оркестровых эпизодов и уменьшая их смысловую значимость, композитор «сопровождает» сольную партию разветвленной сетью оркестровых голосов, каждый из которых несет определенную тематическую нагрузку. И вместе с тем, партия скрипки остается ведущим голосом, основным «действующим лицом» произведения. Кстати, нельзя не отметить и чисто музыкальных и особенно виртуозно-технических трудностей этой партии: в изобилии встречаются многочисленные глиссандо, флажолеты, огромные скачки в быстром движении, трели («по сравнению с которыми знаменитые «Дьявольские трели» Тартини — не более чем детская игра» ,— замечает один французский рецензент). Эмоциональный тонус I части определяет начальная тема концерта — светлая, широкая, с оттенком легкой мечтательности. Ей противостоят другие образы — то сказочные, повествовательные, то «дерзко-насмехающиеся» . Однако в репризе снова безраздельно господствует начальная тема; теперь она звучит еще более просветленно и нежно. II часть — игривое, «колючее» скерцо, безостановочное в своей ритмической пульсации. Здесь много острого юмора, чисто прокофьевского озорства и даже сарказма. Финал перекликается по настроению с I частью. Спокойствием и свежестью веет от его начальной темы. И если в среднем разделе финала музыкальное действие несколько активизируется, то заключительные такты вновь возвращают развитие в привычное русло: снова звучит главная тема 1 части, изложенная нежными «птичьими» трелями в очень высоком регистре у солирующей скрипки. Завершая концерт, она как бы приобретает значение ведущего лейтмотива всего произведения. Следующая страница: Симфония-концерт для виолончели с оркестром
|
![]() |
![]() |
![]() |
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020 | о проекте контакты карта сайта |