Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
Прокофьев Сергей СергеевичСКИФСКАЯ СЮИТА «АЛА И ЛОЛЛИЙ»Посв. основателям «Вечеров современной музыки»
СОЧ. 20 (1915) «Сюита «Ала и Лоллий» — нечто неслыханное и неизъяснимое, во всяком случае, со времен Бородина... Как могла проснуться в юноше, нашем современнике, душа язычника-степняка с его культом светлых и темных сил природы — в этом извечная тайна творческой интуиции! Точно и христианства не было, и как будто теперь вокруг нас бурлят и волнуются эти «черноземные» , не отлепившиеся от земли трепетные и жуткие, соприкасающиеся с хаосом силы» . Так писал Б, Асафьев после премьеры «Скифской сюиты» , после того памятного дня, когда ошеломленная публика резко разделилась на восторженных почитателей творчества Прокофьева и ярых его противников. История создания «Скифской сюиты» такова. Когда летом 1913 г. Прокофьев был в Лондоне, известный русский антрепренер Дягилев предложил ему написать балет на «русский сюжет, сказочный или доисторический. По возвращении в Петербург композитор, следуя советам Дягилева, вступил в контакт с молодым поэтом С. Городецким. «Городецкий откопал несколько удачных скифских образов, — вспоминает Прокофьев, — но драматургическая выдумка ему не давалась, и лишь после многих встреч мы кое-как сколотили сюжет, который озаглавили «Ала и Лоллий». По мере поступления материала я немедленно писал музыку» . Содержание балета вкратце сводится к следующему. Древние славяне поклоняются богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Этим добрым богам противостоит злой и коварный Чужбог. Поддерживаемый дикими чудовищами, он хочет похитить Алу. На помощь Але приходит скифский богатырь Лоллий. И когда в неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, появляется всемогущий бог солнца Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами. Зимой 1915 года Прокофьев выехал в Италию и познакомил Дягилева со своим новым сочинением. Дягилев забраковал балет, найдя сюжет надуманным, а музыку малоинтересной. Вернувшись домой, Прокофьев приступил к новой работе — балету «Шут» . «Параллельно с сочинением «Шута» , — пишет композитор в автобиографии, — я пересмотрел эскизы «Алы и Лоллия» и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд. Эту музыку удалось распланировать так, что образовалась 4-частная сюита, в которой материал расположился приблизительно в том порядке, как и в несостоявшемся балете. Инструментовкой я владел уже в достаточной мере, чтобы взяться за большой оркестр и постараться выполнить ряд замыслов. Первые две части соркестровались с большой легкостью; над двумя последними я провозился гораздо дольше, зато и фактура у них гораздо интереснее; над заключительным восходом я просидел почти столько же, сколько над половиной сюиты. Зилоти пригласил меня подирижировать «Скифской сюитой» . Сюита состоит из 4 частей и имеет определенную сюжетную линию, связанную с замыслом балета. Партитура сюиты громоздка: Прокофьев применил здесь четвертной состав оркестра с большим количеством добавочных голосов. Полностью использован богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Однако оркестровые «излишества» , о которых так много писали в свое время, вовсе не являются самоцелью; композитору нужны были броские, «плакатные» средства, чтоб с максимальной силой воплотить картины буйного «скифства» , картины бешеной вакханалии, картины могучего расцвета природы.
I часть — «Поклонение Велесу и Але» — грандиозное «панно» , написанное крупными мазками и оркестрованное с нарочитой грубоватостью (лишь в конце колорит светлеет — мелодия, томно напеваемая флейтами, рисует образ Алы).
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |