ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Прокофьев Сергей Сергеевич

КЛАССИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ, РЕ МАЖОР

Посвящается Б. В. Асафьеву

СОЧ. 25 (1917)
I. Allegro.
Il. Интермеццо. Larghetto.
III. Гавот. Non troppo allegro.
IV. Финал. Molto vivace
Первое исполнение — 2I апреля 1918 г. в Петрограде
под упр. Автора

Первая симфония не случайно носит название «Классической». Она сочетает в себе черты зреющего прокофьевского профессионализма с явным, нарочитым обращением к арсеналу гайдновских средств. «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял ксе-что от нового, — пишет Прокофьев. — Такую симфонию мне и захотелось сочинить». Но поскольку стилизация «под Гайдна» никак не входила в намерения композитора, Прокофьев написал современную симфонию, музыкальный язык которой прочно впитал в себя нестареющие элементы классицизма XVIII в. И несмотря на то, что классическая направленность остается ведущей чертой произведения — многие детали с головой «выдают» Прокофьева, его своеобразную манеру письма, особенности его почерка.

I часть собранна, лаконична, и вся словно устремлена вперед. Скачущий ритм, хлесткие акценты, преобладание высокого регистра (скрипки, флейта) придают ей характер легкого, игривого танца. Пленительная прозрачность фактуры унаследована от классицизма и вместе с тем носит на себе яркий след чисто прокофьевского изящества и... озорства. Лишь в среднем разделе (разработка) краски сгущаются и динамические взрывы становятся яростнее и настойчивее.

II часть, выполняющая в цикле роль Adagio, сочетает в себе жанровые черты двух танцев: ритмическая канва идет от полонеза (особенно ярко это выявлено во вступительных тактах), а общий характер изложения скорее напоминает менуэт. Музыка крайних разделов течет спокойно с чуть заметным оттенком напускной важности и кокетства. Лишь в середине части волнение усиливается. На ритмически однообразном, невыразительном материале безостановочно пульсирующая поступь среднего эпизода приходит к ослепительно яркой кульминации. И снова выплывают на поверхность мелодические контуры начального раздела. Чопорное шествие постепенно исчезает вдали...

Миниатюрный гавот — одна из самых популярных страниц музыки Прокофьева. Мелодические очертания его размашисты. Ма.нера изложения — уверенная, броская, графически четкая. Гармонические сопоставления внезапны и смелы Так несколькими мастерскими штрихами Прокофьев превращает старинный галантный танец в живую, остроумную музыкальную сцену. В середину гавота композитор вводит незатейливый танцевальный эпизод, построенный на «волыночном» органном пункте; здесь кокетливо обыгрывается «игрушечная» тема, словно претендующая на солидность и серьезность...

Искрящийся финал впечатляет прежде всего безостановочностью и полетностью движения. Его стремительный, «спортивный» бег не прекращается ни на секунду. Танцевальный характер тем (многое напоминает галоп), внезапные динамические акценты и сопоставления, легкая и прозрачная оркестровка, структурная ясность — все это роднит финал «Классической» с финалами гайдновских симфоний.


Следующая страница: Пятая симфония

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Классическая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru