Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Прокофьев Сергей СергеевичСЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ, ДО-ДИЕЗ МИНОР
СОЧ. 131 (1952) Решением Комитета по Ленинским премиям С. С. Прокофьеву за Седьмую симфонию присуждена посмертно Ленинская премия 1957 г. Седьмая симфония — последнее симфоническое произведение Прокофьева. Она выделяется среди других симфоний композитора лирической проникновенностью, чисто юношеской свежестью и целомудренностью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни борьбы, ни конфликтных столкновений. Седьмая симфония — вдохновенная песнь о любви к жизни, ко всему молодому, светлому, прекрасному. Это — поэма «... не только о молодежи, но вообще о молодости духа, которая так характерна для советских людей» (Кабалевский). I часть насквозь лирична. Ее открывает задумчивая мелодия протяжного склада с выразительными чисто прокофьевскими изгибами и оборотами. Кроме этого музыкального образа в 1 части главенствуют еще два: широкая, романтически-горделивая, восторженная тема (побочная) и тема-сказка, — легкая, грациозная, с нежным звоном колокольчиков. И все же первенство остается за насыщенной и широкой побочной темой. Не случайно композитор вернется к ней в финале... Круг лирических эмоций продолжает II часть — вальс. Это лирика мягкая, иногда лукавая, порой несколько застенчивая. Большое значение приобретают в вальсе тембры деревянных духовых. Этим как бы подчеркивается «игрушечность» , сказочный колорит вальса. Камерность, даже некоторая интимность изложения преодолевается лишь к концу части. Кода вальса звучит празднично и ярко. III часть — задумчивое, пленительное Andante. Его мелодические очертания рельефны и пластичны. Музыка носит элегически-возвышенный, мечтательный характер. Интонации среднего раздела (напоминающего непритязательную детскую песенку) перекликаются с хрупкой «колокольчатой» темой 1 части. В целом Andante — один из лучших примеров созерцательной прокофьевской лирики. Живой, остроумный финал полон праздничной суеты, веселого, звонкого смеха. В его основной теме — бездна зажигательной силы, огня, удали, молодого задора. Внезапно действие переключается в иную сферу: растет и ширится четкая «походная» тема пионерской песни-марша. Ее вновь сменяет жизнерадостная мелодия финала. Она перерастает в уже знакомую лирическую (побочную) тему из I части, которая звучит как величественный апофеоз. Вслед за ней скромно шествует еще один знакомый «персонаж» — хрупкая, «рассыпчатая» мелодия, и, позванивая колокольчиками, постепенно растворяется в тишине. Следующая страница: Первый концерт для фортепиано с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |