ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Прокофьев Сергей Сергеевич

ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ДО МАЖОР

Посвяшается К. Д. Бальмонту

СОЧ. 26 (1921)
I. Andante. Allegro.
II. Тема с вариациями.
III. Allegro non troppo
Первое исполнение — 16 декабря 1921 г. в Чикаго
под упр. Ф. Стока, солист автор

Но, брызнув бешено, все разметал прилив. Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... К. Бальмонт

«В данном произведении исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента, дерзкий клич и вызывающий тон задорного наскока с наступающей мужественной зрелостью и мудростью; когда творческое сознание ищет устойчивого обоснования каждого момента оформления; когда техническое совершенство становится мастерством и когда сочность материала соперничает с виртуозными средствами воплощения». Так писал о Третьем концерте Прокофьева Б. Асафьев.

Действительно, в этом сочинении сконцентрировались лучшие черты прокофьевского дарования. С одной стороны, здесь много токкатности, моторности, «скифских» настроений. С другой — мудрая уравновешенность всех выразительных средств, тонкость и глубина выражения, проникновенная лиричность... Основной характер музыки — бодрый, смелый, уверенный. Динамический тонус ее предельно заострен.

I часть напориста и энергична. Лишь начало ее — мечтательное соло кларнета — полно созерцательности и спокойствия. Стремительно вклинивающаяся главная тема впечатляет не столько мелодической выпуклостью, сколько динамизмом, через край бьющей энергией, волевым напором. Другая основная тема (побочная) от.мечена чертами нарочитой карикатурности, гротеска; ее линии изломаны, причудливы. На динамизированном видоизменении этих тем построено дальнейшее развитие музыки I части. Щедрым дождем броских глиссандообразных пассажей разбросаны они по разным регистрам у фортепиано и различных оркестровых инструментов...

II часть — тема с вариациями. Сама тема, излагаемая в начале, напоминает галантный, кокетливый гавот. В вариациях же ее облик разительно меняется. Сперва она окутывается сетью выразительных подголосков (1-я вариация), затем приобретает острый саркастический характер (2-я). 3-я вариация строится на чисто фигурационном материале, а 4-я, напротив, служит лирическим центром всей части; здесь ей придан задумчивый, волшебно-сказочный колорит. В 5-й вариации контуры темы стираются; она звучит как задорный пляс. В конце вновь возвращается основная тема в первоначальном виде.

Финал по-прокофьевски «взъерошен» и кипуч. В его основе-темпераментные плясовые ритмы, резкие акцентированные взлеты, красочные переходы. Не обходиnся, конечно, без лукавых и озорных оборотов. Очень выразительна «марионеточная» тема, колоритно звучащая у солирующего фортепиано и деревянных, После этого эпизода движение возобновляется с новой силой. Оно увлекает безудержным весельем, необузданной шероховатостью изложения и стихийной, удивительно здоровой силой.


Следующая страница: Первый концерт для скрипки с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Третий концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru