ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Прокофьев Сергей Сергеевич

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СОЛЬ МИНОР

СОЧ. 16 (1913, вторая ред. — 1923)
I. Andantino. Allegretto.
II. Scherzo. Vivace.
III. Intermezzo. Allegro moderato.
IV. Finale. Allegro tempestoso
Первое исполнение — 5 сентября 1913 г. в Павловске
под упр. А. Асланова, солист автор.
Первое исполнение 2-й редакции – 8 мая 1924 г. в Париже
под упр. С. Кусевицкого, солист автор

Второй концерт для фортепиано с оркестром принадлежит к числу наиболее сложных, но в то же время наиболее глубоких и совершенных сочинений Прокофьева. Именно этот концерт дал повод незадачливым критикам объявить композитора «музыкальным футуристом». Премьера концерта вызвала целую бурю протеста, с одной стороны, и восторгов — с другой. Одни говорили о появлении нового могучего таланта, другие — о фортепианном кубизме и даже о звуковой какофонии.

Время показало, однако, всю перспективность и глубинную силу прокофьевских исканий. В наши дни Второй фортепианный концерт вошел в репертуар многих пианистов и смело может быть причислен к лучшим произведениям русской фортепианной музыки предреволюционного периода. В концерте органически соединились многогранный прокофьевской лиризм и свежесть музыкального материала с подчеркнутой жесткостью звучаний и нервно-возбужденным характером музыки. Главенствующим становится здесь принцип контраста.

I часть — наиболее многообразная: напряженные звуковые нагнетания чередуются с острыми капризно-танцевальными эпизодами.
II часть — безостановочно несущееся скерцо, полное юношеской свежести и упругого динамизма.
III — фантастическая, порой жуткая картина, близкая по настроению к мрачным образам средневековья («Дракон пожирает своих детей» ,— говорит об этой музыке С. Рихтер). Финал, как и 1 часть, отличается многоплановостью; к наиболее ярким его фрагментам принадлежат замечательная колыбельная тема, по-русски величавая и спокойная, а также бурная кода, поражающая грандиозным звуковым напором и огромной внутренней силой.

В отличие от других фортепианных концертов во Втором главная роль принадлежит солирующему инструменту. Партия фортепиано отличается феноменальными техническими трудностями и богатой палитрой тембровых красок и нюансов.


Следующая страница: Третий концерт для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Второй концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru