ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Прокофьев Сергей Сергеевич

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР

СОЧ. 19 (1917)
I. Andantino.
II. Scherzo. Vivacissimo.
III. Moderato
Первое исполнение — 19 октября 1923 г. в Париже
под упр. С. Кусевицкого, солист М. Дарье

В ряду инструментальных концертов Прокофьева Первый скрипичный занимает особое место. В значительной мере «освоив» фортепиано (к 1917 г. композитором были созданы 2 фортепианных концерта, 2 сонаты, несколько циклов, множество мелких пьес), Прокофьев впервые обратился к солирующей скрипке. Это во многом определило и характер сочинения. Написав еще в 1915 г. прелестную, широкого дыхания певучую тему для миниатюрного скрипичного концертино, Прокофьев так и не закончил этой работы. Однако после завершения крупных сценических произведений (опера «Игрок» , балет «Шут» ) композитор вернулся к ней, и прежний замысел был осуществлен в исключительно короткий срок.

«Понемногу к лету 1917 года, — вспоминает Прокофьев, — музыка была сочинена, и концертино разрослось в концерт, а летом 1917 года я закончил партитуру».

Отличительная особенность концерта — его лирико-романтическая окраска. После «неистовых буйств» «Скифской сюиты» , четких «стальных» маршей и «варваризмов» фортепианных пьес, Первый скрипичный концерт «неожиданно» обнаружил и другую, не менее сильную (и ранее попросту не замеченную) сторону прокофьевского дарования — его чистую, целомудренную лирику, всегда благородную, сдержанную, но всегда удивительно одухотворенную.

Правда, наряду с лирикой, много внимания уделено образам гротескным, «заостренным». Но уже сам принцип последования частей (крайние выдержаны в умеренном движении и носят более созерцательный характер, в то время как средняя — скерцо — очень активна и действенна) говорит о явном стремлении композитора по-иному расставить Образные и эмоциональные акценты. Так, в центре оказывается лирика с кантиленой сольной скрипичной партии и ажурной легкостью оркестрового колорита.

Интересно, что роль оркестра Прокофьев расширяет «изнутри» : доводя до минимума количество чисто оркестровых эпизодов и уменьшая их смысловую значимость, композитор «сопровождает» сольную партию разветвленной сетью оркестровых голосов, каждый из которых несет определенную тематическую нагрузку. И вместе с тем, партия скрипки остается ведущим голосом, основным «действующим лицом» произведения. Кстати, нельзя не отметить и чисто музыкальных и особенно виртуозно-технических трудностей этой партии: в изобилии встречаются многочисленные глиссандо, флажолеты, огромные скачки в быстром движении, трели («по сравнению с которыми знаменитые «Дьявольские трели» Тартини — не более чем детская игра» ,— замечает один французский рецензент).

Эмоциональный тонус I части определяет начальная тема концерта — светлая, широкая, с оттенком легкой мечтательности. Ей противостоят другие образы — то сказочные, повествовательные, то «дерзко-насмехающиеся» . Однако в репризе снова безраздельно господствует начальная тема; теперь она звучит еще более просветленно и нежно.

II часть — игривое, «колючее» скерцо, безостановочное в своей ритмической пульсации. Здесь много острого юмора, чисто прокофьевского озорства и даже сарказма.

Финал перекликается по настроению с I частью. Спокойствием и свежестью веет от его начальной темы. И если в среднем разделе финала музыкальное действие несколько активизируется, то заключительные такты вновь возвращают развитие в привычное русло: снова звучит главная тема 1 части, изложенная нежными «птичьими» трелями в очень высоком регистре у солирующей скрипки. Завершая концерт, она как бы приобретает значение ведущего лейтмотива всего произведения.


Следующая страница: Симфония-концерт для виолончели с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   • Первый концерт для скрипки с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru