ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичКлассическая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияПервый концерт для фортепиано с оркестромВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромПервый концерт для скрипки с оркестромСимфония-концерт для виолончели с оркестромСкифская сюита «Ала И Лоллий»Шостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

(1891 — 1953)

Вот дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Б. Асафьев

Творчество Прокофьева — гордость советской музыкальной культуры. Оно глубоко современно, потому что композитору удалось передать в звуковых образах дух эпохи, бодрость, уверенность, мужественность и силу. Оно — образец новаторства, ибо Прокофьев, не терпевший никаких штампов и точно установленных правил, решительно обновлял художественные средства музыкальной выразительности. Оно — бессмертно, ибо опираясь на эстетические принципы оптимистического мировосприятия, дышит неподдельной любовью к людям, ко всему светлому и прекрасному.

И в молодые годы, в мучительно-напряженной атмосфере доживавшей последние дни царской России, и в период заграничных скитаний, и после возвращения на родину, Прокофьев всегда оставался верен своим жизненным и творческим идеалам. Почти все его сочинения подкупают беспредельным жизнелюбием, активностью и динамизмом изложения, ясностью и чистотой стиля, юношеской непосредственностью.

Однако это не означает, что композитор не замечал темных сторон действительности, не видел зла, несправедливости, не переживал тяжелых испытаний и неудач. Но он был убежден (и хотел убедить других), что высшая мудростью полнокровном, радостном восприятии жизни, в солнечном, ослепительном сиянии лучей бодрости, здоровья, силы, энергии!

Новую, живительную струю вносит Прокофьев и в симфоническую музыку. Он выдвигает проблему плакатно-броского, театрально-действенного симфонизма, нуждающегося в «тисках» ясных классических форм. Поэтому так много строгости, порядка и логики в острых и колючих прокофьевских темах, в стремительных каскадах искрящихся пассажей, внезапных гармонических «дерзостях» и «бунтарских» динамических взлетах.

Большинство оркестровых произведений композитора лишено определенной программы. Таковы почти все его симфонии. Правда, образы, воплощенные в них, настолько рельефны, что кажутся однозначными, вполне определенными. Чистая, светлая лирика, объективная мудрость эпического повествования, острая шутка, гротеск — таковы основные стороны прокофьевской музыки.

Прокофьев — глубоко русский художник. Национальный характер его творчества проявляется и в самобытности образов, то богатырски-величавых, то сдержанно-лирических, то дерзко-насмешливых, и в строении мелодии, тесно связанной с народными оборотами, и в тяготении к свободной полифонии, близкой народному подголосочному складу.


Классическая симфония  
Первая симфония не случайно носит название «Классической». Она сочетает в себе черты зреющего прокофьевского профессионализма с явным, нарочитым обращением к арсеналу гайдновских средств. «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял ксе-что от нового, — пишет Прокофьев. — Такую симфонию мне и захотелось сочинить»

Пятая симфония  
Созданная в тот период, когда война перешла в завершающую стадию и когда исход ее был уже предрешен, симфония имеет дальний прицел — она устремлена в грядущие годы. И все же, как всякое большое произведение большого художника, она всеми корнями связана с современностью.

Шестая симфония  
В триаде последних симфоний Прокофьева Шестая занимает особое место. Она выделяется динамически-взрывчатой силой и подлинно трагедийным пафосом. Несмотря на то, что симфония не предпослана определенная программа, — связь ее с военными образами и тяжелыми переживаниями минувших лет несомненна.

Седьмая симфония  
Седьмая симфония — последнее симфоническое произведение Прокофьева. Она выделяется среди других симфоний композитора лирической проникновенностью, чисто юношеской свежестью и целомудренностью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни борьбы, ни конфликтных столкновений.

Первый концерт для фортепиано с оркестром  
Первый фортепианный концерт явился важнейшей вехой в творческой биографии Прокофьева. Концерт стал первым подлинно выдающимся опусом молодого композитора. Здесь к тому же впервые были провозглашены и ведущие принципы музыкально-эстетического кредо Прокофьева: волевая напористость, неуемная сила, полемическая острота изложения.

Второй концерт для фортепиано с оркестром  
Второй концерт для фортепиано с оркестром принадлежит к числу наиболее сложных, но в то же время наиболее глубоких и совершенных сочинений Прокофьева. Именно этот концерт дал повод незадачливым критикам объявить композитора «музыкальным футуристом». Премьера концерта вызвала целую бурю протеста, с одной стороны, и восторгов — с другой. Одни говорили о появлении нового могучего таланта, другие — о фортепианном кубизме и даже о звуковой какофонии.

Третий концерт для фортепиано с оркестром  
В этом сочинении сконцентрировались лучшие черты прокофьевского дарования. С одной стороны, здесь много токкатности, моторности, «скифских» настроений. С другой — мудрая уравновешенность всех выразительных средств, тонкость и глубина выражения, проникновенная лиричность.

Первый концерт для скрипки с оркестром  
Написав еще в 1915 г. прелестную, широкого дыхания певучую тему для миниатюрного скрипичного концертино, Прокофьев так и не закончил этой работы. Однако после завершения крупных сценических произведений композитор вернулся к ней, и прежний замысел был осуществлен в исключительно короткий срок.

Симфония-концерт для виолончели с оркестром  
Симфония-концерт — самое масштабное и, пожалуй, самое сложное из всех прокофьевских сочинений концертного жанра. «Выросшее» из Первого виолончельного концерта, оно соединяет в себе остроту, свежесть и пикантную «деловитость» ранних прокофьевских опусов с мудрой мыслью и безупречным мастерством маститого художника.

Скифская сюита «Ала И Лоллий»  
Содержание балета вкратце сводится к следующему. Древние славяне поклоняются богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Этим добрым богам противостоит злой и коварный Чужбог. Поддерживаемый дикими чудовищами, он хочет похитить Алу. На помощь Але приходит скифский богатырь Лоллий. И когда в неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, появляется всемогущий бог солнца Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.

Симфонические сочинения:
•  7 симфоний (1917, 1924, 1928, 1930, 2-я ред. 1947, 1944, 1947, 1952),
•  Симфоньетта (1914, посл. ред. 1929), «Скифская сюита» (1915), Дивертисмент (1929), детская сюита «Летний день» и сюита «1941-й год» (1941);
•  «Ода на окончание войны» (1945), сюита «Вальсы» (1946);
•  5 концертов для ф-п, с орк. (1911, 1913, посл. ред. 1923, 1921, 1931, 1932);
•  2 концерта для скрипки с орк. (1917, 1935);
•  Концерт для виолончели с орк. и Концертино для виолончели с орк. (1952).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Прокофьев Сергей Сергеевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru