ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 97 ДО МАЖОР

(1792)
I. Adagio. Vivace.
II. Adagio ma non troppo.
III. Menuetto. Allegretto.
IV. Presto assai

I часть поражает предельной внутренней собранностью и поразительной простотой мелодических «узоров». Медленно и величаво разворачивающееся вступление неожиданно обрывает основная тема Allegro — активная, броская, с оттенком некоторой напускной воинственности. Изложенная в унисон сразу всеми инструментами оркестра (такой прием чрезвычайно редко встречается в гайдновских симфониях), она размашисто двигается по устойчивым звукам тональности, и поэтому в ней особенно ярко проступают черты торжественной «фанфарности»... Побочная тема — иного плана: она напевна, и своей плавностью, закругленностью линий напоминает бесхитростный, простодушный вальс... В разработке, удивительно лаконичной, но насыщенной, наиболее отчетливо проступают мелодические контуры главной темы. И в заключение Гайдн вновь приводит ее, теперь уже в полном объеме. Таким образом, эта лапидарная и «резвая» тема становится как бы лейтмотивом всей части.

Adagio (медленная часть симфонии) — вновь излюбленная Гайдном тема с вариациями. Очаровательная мелодия — хрупкая, и вместе с тем простодушная — попадает то в густую сеть подголосков, то в цепкую «западню» тревожного и сурового минора. В коде комично звучат назойливые «птичьи» выкрики гобоев и флейт.

В маршеобразном менуэте все приобретает «воинственную» окраску: и напористый ритмический рисунок, и четкие, «рубленые» фразы, и неожиданные удары литавр... И только тема трио, кокетливая и жеманная (ее причудливо — «в два этажа» — излагают скрипки с гобоем и фагот), контрастирует с чеканной музыкой крайних разделов.

Финал симфонии — блестящий образец типично гайдновского юмора; это — целое море пикантных мелодических находок и остроумнейших оркестровых деталей. Музыка напориста и стремительна в своем безостановочном движении. Словно по ступенькам весело сбегают вниз раскатистые пассажи, шаловливо перекликаются гобои со струнными. Взрывы добродушного, радостного смеха поминутно слышатся в этом звонком, бурлящем музыкальном «водовороте».

Следующая страница: Симфония № 100 соль мажор «Военная»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 97 до мажор   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru