ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 103 МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР («С ТРЕМОЛО ЛИТАВР»)

(1794)
I. Adagio. Allegro con spirito.
II. Andante.
III. Menuetto.
IV. Allegro con spirito

По яркости музыкальных образов, их многообразию и внутренней спаянности эта симфония занимает едва ли не первое мест в Лондонском цикле. Развитие музыки в ней изобилует живыми и сочными находками, смелыми сопоставлениями.

Вступительный раздел обширен и значителен. Он начинается тремоло литавр (отсюда и название произведения). Сначала оно бесшумно, чуть слышно; затем звучность несколько усиливается, но все же остается очень скромной по сравнению с динамическими возможностями инструмента. Интересно, что сумрачная, суровая мелодия', звучащая далее во вступлении, появляется затем и в центральном разделе 1 части, и в заключительном ее эпизоде. Однако это еще более оттеняет характер музыки — скерцозный, танцевальный, кипучий.

II часть строится на противопоставлении двух тем. Одна-хорватского происхождения — изумительна по своей гибкости и простоте (в ней ощутимы интонации цыганско-венгерских напевов), другая звучит более светло, торжественно; она отличается маршевостью и даже помпезностью. Вслед за изложением обеих тем Гайдн (впервые в симфоническом жанре!) применяет принцип их поочередного вариирования. Они то излагаются громогласно всей массой оркестра, то прячутся в густых зарослях подголосков, то вдруг.приобретают грозный оттенок...

Энергично III часть — менуэт. Радостно «улыбаются» форшлаги; пикантно звучат синкопированные перебои мелодии... В трио — мягкость, спокойствие, много воздуха, света...

Начало финала сразу настораживает. Издалека доносится призывный клич валторны; ему отвечает настороженная фраза скрипок. После столь деликатной завязки — снова контраст. Панораму финала Гайдн разворачивает с присущим ему размахом и фантазией. Темы сливаются, передразнивают друг друга, меняют свой облик. Буйная радость и неукротимая жизненная энергия Гайдна кажутся беспредельными. Между тем композитору в годы создания последних Лондонских симфоний шел уже седьмой десяток.

Следующая страница: Симфония № 104 ре мажор

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru