ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Йозеф Гайдн

«ПРОЩАЛЬНАЯ» СИМФОНИЯ № 45 ФА-ДИЕЗ МИНОР

(1772)
I. Allegro assai.
II. Adagio.
III. Allegretto.
IV. Presto.
V. Adagio

На сцене — небольшой оркестр, всего около 20 музыкантов. В зале полутемно; лишь слабо мерцает пламя свечей на пультах. Но вот оркестранты один за другим покидают свои места. Уходя, они гасят свечи. Через некоторое время на сцене остаются только два скрипача, которые доигрывают последние такты партитуры...

Так заканчивается «Прощальная» симфония Гайдна — одно из самых оригинальных произведений XVIII в. Говорят, что она была написана в ответ на намерение князя Эстергази распустить свой оркестр; и тогда, благодаря выдумке и изобретательности Гайдна, сумевшего этой симфонией растрогать «его светлость», оркестранты не потеряли работы. Утверждают также, что «Прощальная» должна была послужить своеобразным намеком князю на то, что музыканты уже в течение долгого времени работают без отпуска, вдали от своих семей. Но каков бы ни был повод, — замысел симфонии гораздо серьезнее и значительнее. В ее музыке нельзя не ощутить глубоких философских размышлений о смерти, прощании с жизнью...

И действительно, «Прощальная» воспринимается как сочинение, овеянное дымкой печали. Интересно в связи с этим высказывание лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» (1799): «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли звуки последней скрипки, тогда слушатели стали расходиться, притихшие и растроганные».

Все в этой симфонии необычно. В ней 5 частей. Первые 4 следуют традиционной схеме, уже сложившейся у Гайдна к тому времени, и образуют обычный замкнутый симфонический цикл. И вдруг (неслыханное новшество!) — финал симфонии оказывается отодвинутым. V часть, завершающая произведение, выдержана в медленном темпе, да к тому же развитие в ней идет по нисходящей линии (спад динамики, постепенное выключение инструментов). Это была первая в истории музыки симфония, заканчивающаяся медленной частью...

Состав оркестра в «Прощальной» сравнительно невелик: использованы лишь струнная группа, гобои и валторны; в финале к ним присоединяется фагот, а флейта, трубы и литавры отсутствуют в партитуре. Необычен и характер музыки. Так, 1 часть полна взволнованности и тревоги. Это одна из наиболее драматических страниц в творчестве Гайдна. Появляющаяся в среднем разделе части новая тема, — женственная и грациозная, — лишь ненадолго оттеняет настроение настороженности и нервного трепета, прочно установившееся с первых тактов симфонии.

II часть спокойна и нетороплива. Лишенная внутренних контрастов, она обращает на себя внимание «элегантными» орнаментальными узорами и плавным, закругленным мелодическим рисунком.

Менуэт, сравнительно скромный по масштабам, совсем не напоминает салонный придворный танец. Пожалуй, самое оригинальное в нем — относительная незавершенность, Размеренные «шаги» последней мелодической фразы как бы «сползают» все ниже и, растворяясь, повисают в воздухе...

IV часть по своему настроению перекликается с первой. Снова та же взволнованность, порывистость. Снова характер всей части определяется темой, изложенной в начале,— темой стремительной, мятущейся, активной...

Тихой грустью веет от V части — мечтательного Adagio. Нежная, лирическая тема расцвечена мягкими подголосками. Постепенно музыкальная ткань заметно редеет... Замолкают валторна, фагот, гобой, затем большая часть струнных. Заканчивается симфония мерно гаснущими фразами двух скрипок...


Следующая страница: Симфония № 88 соль мажор

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru