ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 88 СОЛЬ МАЖОР

(1787)
I. Adagio. Allegro.
II. Ьargo.
III. Allegretto.
IV. Allegro con spirito

По своим достоинствам эта симфония не уступает многим из Лондонских. Написанная вслед за так называемым «Парижским циклом» (№№ 82 — 87), она уже содержит новые черты, которые характеризуют поздний гайдновский симфонический стиль,

Первая часть предваряется медленным вступлением. Оно построено в манере диалога. Торжественные, «увесистые» аккорды оркестра чередуются с мягким, грациозным пением струнных. Но вот вступает в свои права основной раздел 1 части — Allegro. Действие сразу переключается в сферу решительных, ярких эмоций. Начальная тема во многом напоминает стремительные мелодические «завихрения» гайдновских финалов. Композитор проявляет чудеса изобретательности и мастерства, каждый раз излагая эту тему по-новому. В ней слышатся то фанфарно-призывные интонации, то простоватые, в народном духе, наигрыши, то воздушно-скерцозные пассажи... Но раскрашенная пестрыми красками и даже расчлененная на отдельные мотивы и фразы, тема нигде не теряет основных своих качеств — легкости, подвижности, игривости...

II часть вносит в развитие цикла элементы драматизма. Спокойное течение ее лирической певучей темы неоднократно. прерывается настойчивыми, тяжело акцентированными ударами оркестра. Им каждый раз отвечают жалобные голоса гобоев и флейты. Интересно, что именно в медленной части впервые появляются трубы и литавры (безмятежное игривое Allegro не нуждалось в столь плотной оркестровой окраске).

Мелодические очертания менуэта четки и лапидарны. Развитие крайних разделов построено на ярких тембровых и динамических контрастах. А в средней части гобой и скрипки важно ведут мелодию на фоне «волыночной» басовой опоры...

Финал симфонии отмечен редкими даже для Гайдна добродушием и задором. В этой музыке — и незатейливая простота, и наивность, и нежность, и кокетливость. Остроумные переклички, неожиданные акценты, смелые переходы делают заключительную часть особенно живой и привлекательной.

Следующая страница: Симфония № 92 соль мажор «Оксфордская»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 88 соль мажор   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru