ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 92 («ОКСФОРДСКАЯ») СОЛЬ МАЖОР

(1788)
I. Adagio. Allegro spiritoso.
II. Adagio.
III. Allegretto.
IV. Presto

Эта симфония была написана Гайдном для Парижа. Название же «Оксфордской» она получила позже, в 1791 г., когда была исполнена во время торжественной церемонии присвоения Гайдну степени доктора Оксфордского университета.

Медленное вступление к 1 части носит необычный для подобных разделов спокойный характер. Никакой помпезности, никаких динамических контрастов. Здесь скорее можно уловить даже оттенок легкой печали... Начальные такты Allegro не сразу привносят ожидаемый контраст. Легко вспорхнул грациозный мотив, завершившийся кокетливым мелодическим скачком в конце фразы... И вдруг — неожиданно ворвался поток ослепительно яркого света, все засверкало, заискрилось, смешалось в звонком водопаде оркестровых звучаний. Так выясняется и «загадка» вступления. Гайдн приберег мощный запас энергии для яркой динамической вспышки. В дальнейшем развитии части композитор держит слушателя в плену властно установившегося настроения. Вместе с тем музыкальная ткань изобилует и выразительными паузами, и острыми тембровыми находками, и лукавыми мелодическими поворотами.

Напевная мелодия широкого дыхания открывает II часть. Неторопливое развитие начального ее раздела сменяется драматически активным минорным эпизодом, где тема звучит сумрачно и тяжеловесно. С возвращением мажора восстанавливаются и основные контуры темы. Заключительные такты Adagio полны спокойствия и умиротворенности...

После двух насыщенных частей менуэт кажется еще более незатейливым и простодушным. В крайних его разделах привлекает внимание забавное несимметричное строение мелодических фраз; в трио — нарочито примитивные 2-головные реплики фаготов и валторн.

Финал, несмотря на приподнятый и светлый характер, пестр и многообразен. Тут и танцевальные сцены, и драматические эпизоды, и юмористические моменты, и народно-жанровые зарисовки...

Следующая страница: Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр)

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 92 соль мажор «Оксфордская»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru