ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 95 ДО МИНОР

(1792)
I. Allegro moderato.
II. Andante.
III. Menuetto.
IV. Vivace
Из всех симфоний Лондонского цикла эта партитура, пожалуй, наиболее своеобразна. Многое напоминает в ней поздний моцартовский стиль, и особенно симфонию «Юпитер» с ее калейдоскопичностью тем и огромной ролью полифонии. Однако до-минорная симфония обращена в будущее: некоторые ее черты-мужественная патетика, волевой напор, стремительность развития — предвосхищают музыку Бетховена. Интересны и другие, более «внешние» подробности. Во-первых, это единственная Лондонская симфония, написанная в минорной тональности; во-вторых, здесь нет столь обычного для гайдновских партитур медленного вступления.

I часть начинается непосредственно с изложения главной темы, построенной на контрастном сопоставлении «грузных» унисонов оркестра и взволнованно-патетической мелодии скрипок. В дальнейшем развитии музыки композитор почти не использует жанрово-бытовых элементов. И это не случайно. В «заглавной» части симфонии (как, впрочем, и во всем произведении) главенствует субъективное начало. Такой акцент, не совсем обычный для Гайдна, определяет большую свободу построения и большую эмоциональную взволнованность музыки. Отсюда — и неожиданные гармонические сдвиги, и напряженный ритм, и резкие динамические контрасты...

II часть — тема с вариациями. «Скромная», с налетом танцевальности мелодия трижды меняет свой первоначальный облик. Особенно выразителен один из центральных эпизодов части, где тема обретает минорную окраску, и ее изложение постоянно прерывается резкими, акцентированными «выкриками» всего оркестра.

Музыка крайних разделов менуэта проста, но изящна. В трио солирует виолончель, которой Гайдн поручает типично инструментальную, моторную тему, изобилующую бесчисленными мелодическими «уступами» и скачками.

Финал (написанный в мажоре) насквозь пронизан элементами полифонии. Здесь композитор смело использует остроумные мелодические переклички, одновременные проведения нескольких тем, суетливые сплетения различных по окраске инструментальных голосов. Все это придает музыке финала живость, виртуозный блеск, стремительность и праздничную пестроту.

Следующая страница: Симфония № 97 до мажор

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 95 до минор   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru