Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
Йозеф ГайднСИМФОНИЯ № 97 ДО МАЖОР(1792) I часть поражает предельной внутренней собранностью и поразительной простотой мелодических «узоров». Медленно и величаво разворачивающееся вступление неожиданно обрывает основная тема Allegro — активная, броская, с оттенком некоторой напускной воинственности. Изложенная в унисон сразу всеми инструментами оркестра (такой прием чрезвычайно редко встречается в гайдновских симфониях), она размашисто двигается по устойчивым звукам тональности, и поэтому в ней особенно ярко проступают черты торжественной «фанфарности»... Побочная тема — иного плана: она напевна, и своей плавностью, закругленностью линий напоминает бесхитростный, простодушный вальс... В разработке, удивительно лаконичной, но насыщенной, наиболее отчетливо проступают мелодические контуры главной темы. И в заключение Гайдн вновь приводит ее, теперь уже в полном объеме. Таким образом, эта лапидарная и «резвая» тема становится как бы лейтмотивом всей части. Adagio (медленная часть симфонии) — вновь излюбленная Гайдном тема с вариациями. Очаровательная мелодия — хрупкая, и вместе с тем простодушная — попадает то в густую сеть подголосков, то в цепкую «западню» тревожного и сурового минора. В коде комично звучат назойливые «птичьи» выкрики гобоев и флейт. В маршеобразном менуэте все приобретает «воинственную» окраску: и напористый ритмический рисунок, и четкие, «рубленые» фразы, и неожиданные удары литавр... И только тема трио, кокетливая и жеманная (ее причудливо — «в два этажа» — излагают скрипки с гобоем и фагот), контрастирует с чеканной музыкой крайних разделов. Финал симфонии — блестящий образец типично гайдновского юмора; это — целое море пикантных мелодических находок и остроумнейших оркестровых деталей. Музыка напориста и стремительна в своем безостановочном движении. Словно по ступенькам весело сбегают вниз раскатистые пассажи, шаловливо перекликаются гобои со струнными. Взрывы добродушного, радостного смеха поминутно слышатся в этом звонком, бурлящем музыкальном «водовороте». Следующая страница: Симфония № 100 соль мажор «Военная»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |