Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Йозеф ГайднСИМФОНИЯ № 94 (С УДАРОМ ЛИТАВР) СОЛЬ МАЖОР (1791) В этой симфонии блеск и живость изложения проступают еще более отчетливо, чем в других лондонских партитурах. Вместе с тем сфера настроений каждой части обозначена резко, что придает симфонии внутреннюю собранность и конструктивную четкость. Спокойное, неторопливо развертывающееся вступление лишено тех контрастов и диалогических сопоставлений, которые Гайдн так часто использует в этих разделах. Зато музыка собственно I части — как всегда весела, подвижна, лукава. Гайдн с поразительной ловкостью обращается с основными ее темами: он не только развивает их, но и сталкивает, смыкает, дополняет одну другой... II часть открывается предельно простой мелодией народного, вероятнее всего моравского происхождения. В конце первой половины темы, которая произносится почти «шепотом», неожиданно звучит сильный, акцентированный аккорд оркестра с могучим ударом литавр (отсюда и название симфонии). Говорят, что с помощью этого оркестрового взрыва Гайдн хотел разбудить некоторых лондонских слушателей, дремавших во время концертов. Дальнейшее развитие Andante представляет собой цепь вариаций, ярких и изобретательных. Тема то патетически звучит в миноре, то окутывается густой сетью подголосков, то важно излагается всем оркестром. К концу части движение затихает... Крайние разделы менуэта напоминают простодушный деревенский вальс. А в трио Гайдн смело поручает основную мелодию скрипкам и фаготу. Такое звучание было весьма характерным для бродячих народных ансамблей того времени. Пикантные синкопы и спиралеобразные изгибы мелодического рисунка придают главной теме финала особую прелесть. Ярко очерчена и побочная тема, во многом схожая с народно-танцевальными наигрышами; в ней, правда, больше изысканности и жеманства. Музыка финала развивается бурно и стремительно. Она дышит энергией и волевым напором. Следующая страница: Симфония № 95 до минор
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |