Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Йозеф ГайднСИМФОНИЯ № 88 СОЛЬ МАЖОР
(1787) По своим достоинствам эта симфония не уступает многим из Лондонских. Написанная вслед за так называемым «Парижским циклом» (№№ 82 — 87), она уже содержит новые черты, которые характеризуют поздний гайдновский симфонический стиль, Первая часть предваряется медленным вступлением. Оно построено в манере диалога. Торжественные, «увесистые» аккорды оркестра чередуются с мягким, грациозным пением струнных. Но вот вступает в свои права основной раздел 1 части — Allegro. Действие сразу переключается в сферу решительных, ярких эмоций. Начальная тема во многом напоминает стремительные мелодические «завихрения» гайдновских финалов. Композитор проявляет чудеса изобретательности и мастерства, каждый раз излагая эту тему по-новому. В ней слышатся то фанфарно-призывные интонации, то простоватые, в народном духе, наигрыши, то воздушно-скерцозные пассажи... Но раскрашенная пестрыми красками и даже расчлененная на отдельные мотивы и фразы, тема нигде не теряет основных своих качеств — легкости, подвижности, игривости... II часть вносит в развитие цикла элементы драматизма. Спокойное течение ее лирической певучей темы неоднократно. прерывается настойчивыми, тяжело акцентированными ударами оркестра. Им каждый раз отвечают жалобные голоса гобоев и флейты. Интересно, что именно в медленной части впервые появляются трубы и литавры (безмятежное игривое Allegro не нуждалось в столь плотной оркестровой окраске). Мелодические очертания менуэта четки и лапидарны. Развитие крайних разделов построено на ярких тембровых и динамических контрастах. А в средней части гобой и скрипки важно ведут мелодию на фоне «волыночной» басовой опоры... Финал симфонии отмечен редкими даже для Гайдна добродушием и задором. В этой музыке — и незатейливая простота, и наивность, и нежность, и кокетливость. Остроумные переклички, неожиданные акценты, смелые переходы делают заключительную часть особенно живой и привлекательной. Следующая страница: Симфония № 92 соль мажор «Оксфордская»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |