Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
Йозеф ГайднСИМФОНИЯ № 104 РЕ МАЖОР(1795) 104-я симфония, венчающая путь Гайдна-симфониста, по своей эмоциональной «температуре» не уступает другим лондонским партитурам и даже юношеским опусам композитора. Разумеется, в ней больше мудрости и проникновения, ярче контрасты и тоньше мастерство. Но общий тонус музыки молод и кипуч. Фанфарные интонации медленного вступления звучат решительно и грозно. Им робко отвечают жалобные стоны струнных. Словно смягченные ими, никнут и постепенно затухают призывные фанфары... 1 часть строится на одной теме — яркой, песенной, будто заимствованной из славянского фольклора. Ее мелодические «осколки» постоянно сталкиваются и сопоставляются. То и дело отдельные фразы и мотивы главной темы звучат у различных инструментов, перекликаются одна с другой. Но, несмотря на многочисленные тематические видоизменения, музыка ни на секунду не теряет бодрого, жизнеутверждающего, стремительного характера. II часть привлекает своими контрастами и подлинно романтическими находками. Очаровательная, полная грации и изящества мелодия изложена деликатно, степенно, Едва успев закончиться, она попадает в сферу «безжалостного» минора... Вернувшись к исходному состоянию, тема словно обретает второе рождение. Она весело купается в мелодических узорах. Заключительная часть наиболее развита, активна. Здесь бег темы усиливается, оркестровая ткань уплотняется ... Лукавый менуэт легок и подвижен. Он начисто лишен чопорности и салонного привкуса. Комичные, акцентированные «выпады», озорные скачки, лапидарность и простота фраз — все дышит вольностью,,остроумием. В основе финала — подлинная хорватская песня. Ее веселый и бойкий мотив звучит на фоне назойливо гудящих басов, имитирующих игру на волынке. Музыка финала бодра и интенсивна. Такой увлекательной танцевальной стихии не знала еще симфония XVIII в. Невольно поражаешься энергии и неиссякаемому оптимизму Гайдна, сумевшего до конца своих дней сохранить крепкое душевное здоровье и светлый, по-юношески чистый взгляд на мир.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |