ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Йозеф Гайдн

СИМФОНИЯ № 100 («ВОЕННАЯ») СОЛЬ МАЖОР

(1794)
I. Adagio. Allegro.
II. Allegretto.
III. Moderato.
IV. Presto

Иногда то или иное произведение входит в жизнь с броским названием, которое автор вовсе не собирался ему приписывать. Так случилось и с «Военной» симфонией Гайдна. В данном случае подзаголовок, придуманный еще современниками композитора, не совсем точно отвечает характеру музыки (вернее, характеру одного эффектного эпизода). Тем не менее за 100-й симфонией Гайдна прочно закрепилось название «Военной»...

Серьезному, даже не лишенному оттенка драматизма. медленному вступлению резко (как всегда у Гайдна) противопоставлены начальные такты Allegro. После расплывчатого мелодического рисунка вступления — четкие контуры точеных фраз, после мощной оркестровой звучности — звонкое пение деревянных духовых. Впервые в симфониях Гайдна главную тему излагают не струнные, и не весь оркестр, а флейта и 2 гобоя, да еще в высоком регистре. Это смелое нововведение прокладывает дорогу «ненормативным» темброво-красочным сопоставлениям композиторов-романтиков (Вебер, Берлиоз). Побочная тема близка венским вальсовым наигрышам. Ее начальный трехзвучный мотив и его бесконечные видоизменения составляют интонационно-ритмическую основу последующего развития.

Основная мелодия II части близка лирическому французскому романсу. Первая вариация, образующая центральный раздел части, проходит в миноре. Сверх обычного полного состава оркестра Гайдн привлекает новые, не встречавшиеся ранее в Лондонских симфониях ударные инструменты — большой барабан, тарелки, треугольник. Вторая вариация открывается плавным течением темы (снова мажор). И опять в ее развитие смело вклинивается массивный слой плотных, насыщенных звучаний. И когда музыка, казалось бы, должна закончиться — неожиданно начи. нается «военный эпизод» (ему симфония и обязана своим названием). Тишину прорезает трубный сигнал, вслед за ним на фоне тремоло литавр, ударов большого барабана и звона треугольника вырастает напряженный неустойчивый аккорд... Звонким фанфарным гимном заканчивается это «воинственное» Allegretto. Таким образом, «Военная» симфония — единственная гайдновская партитура, в которой II часть выдержана не в медленном, а в умеренном темпе.

Менуэт — изысканнее и галантнее, чем в других Лондонских симфониях. В его интонациях слышны церемонные приседания. Причудливые форшлаги то и дело мелькают на протяжении крайних разделов менуэта, а трио запоминается благодаря острому пунктирному мелодическому рисунку.

Финал легок и искрист. Бесконечны остроумные обыгрывания его основной темы. Фактура прозрачна и светла. В конце симфонии снова включаются в игру те ударные инструменты, что впервые появились в Allegretto...

Следующая страница: Симфония № 101 ре мажор «Часы»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    • Симфония № 100 соль мажор «Военная»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru