Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский) |
Йозеф Гайдн(1732 — 1809)
Гайдн — необходимое и крепкое
звено в цепи симфонического композиторства; Семнадцатый век — век просвещения и разума, стал переломным этапом не только в истории многих стран и народов, но и в истории музыкального искусства. Именно в эту эпоху родился новый жанр инструментальной музыки — симфония. Взращенная в композиторских лабораториях многих национальных школ, она получила классически законченное воплощение в творчестве выдающегося австрийского композитора Гайдна, Недаром за ним прочно закрепился почетный титул «отца симфонии». Около 40 лет работал Гайдн, осваивая новый жанр, написав за это время свыше 100 симфоний. Сначала он сочинял их целыми. сериями. В этих опытах еще гораздо больше общего, чем индивидуального; размеры симфоний скромны, состав оркестра небольшой. Постепенно вырисовывались контуры будущего цикла. Начиная с 31-й симфонии (1765), Гайдн прочно устанавливает 4-частность всей композиции. Все более последовательно обращается он к народно-бытовой тематике (особенно в медленных частях и финалах), прибегая к использованию элементов чешского, моравского, венгерского, сербского фольклора. Год от года расширяются масштабы симфонии, она приобретает единую драматургическую направленность. К концу 80-х гг. Гайдн детально работает над каждой партитурой, создавая шедевр за шедевром. Интересно сопоставить темпы работы Гайдна над симфониями на разных етадиях его творческого пути. В 1759 — 70 гг. им создано около 40 симфоний, в следующем 10-летии — 30, в 80-х гг. — 21, а в 90-х — всего 12. В результате гайдновской реформы симфония приобрела простоту, ясность и в то же время внутреннее богатство и цельность. Композитор сумел определить границы содержания симфонии и установил четкую жизнеспособную схему симфонического цикла. В 4 его разнохарактерных частях получили права гражданства основные образные «ситуации», которые в состоянии была выразить музыка того времени. Активное, действенное начало 1 части, спокойное сосредоточенное раздумье второй, жанрово-бытовые элементы в менуэте (форму которого Гайдн решительно переосмыслил, превратив этот танец из жеманного, «заносчиво-аристократического» в наивный, простодушный), и, наконец, кипучее веселье стремительного финала, — таковы в общих чертах настроения и образы, которые Гайдн закрепил за каждым из разделов симфонии. Гайдну также принадлежит заслуга формирования классического состава оркестра. Гайдновский оркестр (струнные, флейта, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры) послужил основой для развития и обогащения этого самого совершенного «инструмента». Гайдн, как известно, 30 лет проработавший в имении князей Эстергази, имел возможность на практике постоянно проверять свои оркестровые замыслы. Не случайно в его оркестре уравновешено звучание групп, все тембровые узоры прозрачны и рельефны... Гайдн-симфонист вошел в историю музыки как объективный художник, стремившийся воплощать в своих произведениях «извечно простые» темы. Отсюда — крепкая, сочная, порой несколько грубоватая хватка, отсутствие чувствительности, сентиментальности. Каждый такт гайдновской музыки дышит непосредственностью, искренностью, бодростью. Никакой философичности, никаких надрывов, но какая мудрая и одновременно простая философия! Однако Гайдн не только воспевает светлые стороны жизни. Его музыке не чужды и беспокойные порывы, и взволнованная патетика, и драматизм. Симфонии Гайдна богаты и разнообразны. В них ярко воплощены мужественность и сила, грация и женственность, трезвая ясность и строгость мысли, тонкая шутка и неожиданный юмористический эффект. Нужно было обладать незаурядной творческой смелостью и неиссякаемым запасом энергии, чтобы решительно ворваться со столь полнокровным, «черноземным» восприятием жизни в душный мир напудренных париков, пышных придворных празднеств и показной аристократической вычурности. А такая революция по плечу лишь гениальным художникам и подлинным новаторам. Поэтому Гайдна можно смело отнести к их числу. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная» Симфония № 88 соль мажор Симфония № 92 соль мажор «Оксфордская» Лондонские симфонииВ январе 1791 г. Гайдн в первый раз в жизни отправляется в заграничное путешествие. По приглашению английского скрипача и антрепренера Петера Саломона он проводит в Лондоне полтора года. Знаменитый к тому времени музыкант, автор 92 симфоний, Гайдн впервые сталкивается с новой аудиторией и новыми формами концертной жизни. Это послужило для него мощным творческим стимулом. Триумфальный успех, с которым проходили его концерты, вдохновлял престарелого композитора и придавал ему новые силы. В результате двукратного пребывания в Лондоне (вторая поездка была еще продолжительнее первой) Гайдн создал огромное количество сочинений, в том числе знаменитые 12 Лондонских симфоний. Лондонские симфонии Гайдна — одна из вершин классического симфонизма. Они служат связующим звеном между последними оркестровыми шедеврами Моцарта и симфоническими опусами молодого Бетховена. Идейная зрелость и техническое совершенство — основные достоинства Лондонского цикла. В этих симфониях сконцентрировались лучшие черты гайдновского стиля: жизненность и яркость музыкального языка, опора на народно-бытовую тематику, редкая мелодико-ритмическая изобретательность, виртуозное владение оркестром. Лондонские симфонии возвышаются над уровнем прежнего гайдновского творчества. Каждая из них — образец цельности, динамической силы и яркости. Теперь цикл у Гайдна становится более развернутым. Возрастает удельный вес 1 части, усложняются образно-эмоциональные коллизии второй. Большую самостоятельность приобретают духовые инструменты; Гайдн все чаще поручает им ответственные сольные реплики. Ярче выделяются своей неожиданностью и остротой столь любимые Гайдном юмористические «сюрпризы»... К сожалению, еще не все Лондонские симфонии вошли в постоянный концертный репертуар. Но большинство из них заслуженно завоевало огромную популярность и более полутора веков украшают программы симфонических концертов. Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минор Симфония № 97 до мажор Симфония № 100 соль мажор «Военная» Симфония № 101 ре мажор «Часы» Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр) Симфония № 104 ре мажор
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |