ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»Симфония № 88 соль мажорСимфония № 92 соль мажор «Оксфордская»Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр) Симфония № 95 до минорСимфония № 97 до мажорСимфония № 100 соль мажор «Военная»Симфония № 101 ре мажор «Часы»Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)Симфония № 104 ре мажорВольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Йозеф Гайдн

(1732 — 1809)

Гайдн — необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства;
не будь его — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена.
П. Чайковский

Семнадцатый век — век просвещения и разума, стал переломным этапом не только в истории многих стран и народов, но и в истории музыкального искусства. Именно в эту эпоху родился новый жанр инструментальной музыки — симфония. Взращенная в композиторских лабораториях многих национальных школ, она получила классически законченное воплощение в творчестве выдающегося австрийского композитора Гайдна, Недаром за ним прочно закрепился почетный титул «отца симфонии».

Около 40 лет работал Гайдн, осваивая новый жанр, написав за это время свыше 100 симфоний. Сначала он сочинял их целыми. сериями. В этих опытах еще гораздо больше общего, чем индивидуального; размеры симфоний скромны, состав оркестра небольшой. Постепенно вырисовывались контуры будущего цикла. Начиная с 31-й симфонии (1765), Гайдн прочно устанавливает 4-частность всей композиции.

Все более последовательно обращается он к народно-бытовой тематике (особенно в медленных частях и финалах), прибегая к использованию элементов чешского, моравского, венгерского, сербского фольклора. Год от года расширяются масштабы симфонии, она приобретает единую драматургическую направленность. К концу 80-х гг. Гайдн детально работает над каждой партитурой, создавая шедевр за шедевром.

Интересно сопоставить темпы работы Гайдна над симфониями на разных етадиях его творческого пути. В 1759 — 70 гг. им создано около 40 симфоний, в следующем 10-летии — 30, в 80-х гг. — 21, а в 90-х — всего 12.

В результате гайдновской реформы симфония приобрела простоту, ясность и в то же время внутреннее богатство и цельность. Композитор сумел определить границы содержания симфонии и установил четкую жизнеспособную схему симфонического цикла. В 4 его разнохарактерных частях получили права гражданства основные образные «ситуации», которые в состоянии была выразить музыка того времени. Активное, действенное начало 1 части, спокойное сосредоточенное раздумье второй, жанрово-бытовые элементы в менуэте (форму которого Гайдн решительно переосмыслил, превратив этот танец из жеманного, «заносчиво-аристократического» в наивный, простодушный), и, наконец, кипучее веселье стремительного финала, — таковы в общих чертах настроения и образы, которые Гайдн закрепил за каждым из разделов симфонии.

Гайдну также принадлежит заслуга формирования классического состава оркестра. Гайдновский оркестр (струнные, флейта, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры) послужил основой для развития и обогащения этого самого совершенного «инструмента». Гайдн, как известно, 30 лет проработавший в имении князей Эстергази, имел возможность на практике постоянно проверять свои оркестровые замыслы. Не случайно в его оркестре уравновешено звучание групп, все тембровые узоры прозрачны и рельефны...

Гайдн-симфонист вошел в историю музыки как объективный художник, стремившийся воплощать в своих произведениях «извечно простые» темы. Отсюда — крепкая, сочная, порой несколько грубоватая хватка, отсутствие чувствительности, сентиментальности. Каждый такт гайдновской музыки дышит непосредственностью, искренностью, бодростью. Никакой философичности, никаких надрывов, но какая мудрая и одновременно простая философия!

Однако Гайдн не только воспевает светлые стороны жизни. Его музыке не чужды и беспокойные порывы, и взволнованная патетика, и драматизм. Симфонии Гайдна богаты и разнообразны. В них ярко воплощены мужественность и сила, грация и женственность, трезвая ясность и строгость мысли, тонкая шутка и неожиданный юмористический эффект. Нужно было обладать незаурядной творческой смелостью и неиссякаемым запасом энергии, чтобы решительно ворваться со столь полнокровным, «черноземным» восприятием жизни в душный мир напудренных париков, пышных придворных празднеств и показной аристократической вычурности. А такая революция по плечу лишь гениальным художникам и подлинным новаторам. Поэтому Гайдна можно смело отнести к их числу.


Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»  
Все в этой симфонии необычно. В ней 5 частей. Первые 4 следуют традиционной схеме, уже сложившейся у Гайдна к тому времени, и образуют обычный замкнутый симфонический цикл. И вдруг (неслыханное новшество!) — финал симфонии оказывается отодвинутым. V часть, завершающая произведение, выдержана в медленном темпе, да к тому же развитие в ней идет по нисходящей линии (спад динамики, постепенное выключение инструментов). Это была первая в истории музыки симфония, заканчивающаяся медленной частью.

Симфония № 88 соль мажор  
Первая часть предваряется медленным вступлением. Оно построено в манере диалога. Торжественные, «увесистые» аккорды оркестра чередуются с мягким, грациозным пением струнных. Но вот вступает в свои права основной раздел I части — Allegro. Действие сразу переключается в сферу решительных, ярких эмоций.

Симфония № 92 соль мажор «Оксфордская»  
Эта симфония была написана Гайдном для Парижа. Название же «Оксфордской» она получила позже, в 1791 г., когда была исполнена во время торжественной церемонии присвоения Гайдну степени доктора Оксфордского университета.

Лондонские симфонии

В январе 1791 г. Гайдн в первый раз в жизни отправляется в заграничное путешествие. По приглашению английского скрипача и антрепренера Петера Саломона он проводит в Лондоне полтора года. Знаменитый к тому времени музыкант, автор 92 симфоний, Гайдн впервые сталкивается с новой аудиторией и новыми формами концертной жизни. Это послужило для него мощным творческим стимулом. Триумфальный успех, с которым проходили его концерты, вдохновлял престарелого композитора и придавал ему новые силы. В результате двукратного пребывания в Лондоне (вторая поездка была еще продолжительнее первой) Гайдн создал огромное количество сочинений, в том числе знаменитые 12 Лондонских симфоний.

Лондонские симфонии Гайдна — одна из вершин классического симфонизма. Они служат связующим звеном между последними оркестровыми шедеврами Моцарта и симфоническими опусами молодого Бетховена. Идейная зрелость и техническое совершенство — основные достоинства Лондонского цикла. В этих симфониях сконцентрировались лучшие черты гайдновского стиля: жизненность и яркость музыкального языка, опора на народно-бытовую тематику, редкая мелодико-ритмическая изобретательность, виртуозное владение оркестром.

Лондонские симфонии возвышаются над уровнем прежнего гайдновского творчества. Каждая из них — образец цельности, динамической силы и яркости. Теперь цикл у Гайдна становится более развернутым. Возрастает удельный вес 1 части, усложняются образно-эмоциональные коллизии второй. Большую самостоятельность приобретают духовые инструменты; Гайдн все чаще поручает им ответственные сольные реплики. Ярче выделяются своей неожиданностью и остротой столь любимые Гайдном юмористические «сюрпризы»...

К сожалению, еще не все Лондонские симфонии вошли в постоянный концертный репертуар. Но большинство из них заслуженно завоевало огромную популярность и более полутора веков украшают программы симфонических концертов.


Симфония № 94 соль мажор (с ударом литавр)  
В этой симфонии блеск и живость изложения проступают еще более отчетливо, чем в других лондонских партитурах. Вместе с тем сфера настроений каждой части обозначена резко, что придает симфонии внутреннюю собранность и конструктивную четкость.

Симфония № 95 до минор  
Из всех симфоний Лондонского цикла эта партитура, пожалуй, наиболее своеобразна. Многое напоминает в ней поздний моцартовский стиль, и особенно симфонию «Юпитер» с ее калейдоскопичностью тем и огромной ролью полифонии.

Симфония № 97 до мажор  
I часть поражает предельной внутренней собранностью и поразительной простотой мелодических «узоров». Медленно и величаво разворачивающееся вступление неожиданно обрывает основная тема Allegro — активная, броская, с оттенком некоторой напускной воинственности.

Симфония № 100 соль мажор «Военная»  
Иногда то или иное произведение входит в жизнь с броским названием, которое автор вовсе не собирался ему приписывать. Так случилось и с «Военной» симфонией Гайдна. В данном случае подзаголовок, придуманный еще современниками композитора, не совсем точно отвечает характеру музыки.

Симфония № 101 ре мажор «Часы»  
Стройность и четкость всех построений, стремительность развития — вот наиболее яркие черты 101-й симфонии, характерные для каждой из ее частей. Кипучим весельем отмечена главная тема 1 части, начинающаяся с резвого «разбега» струнных (кстати, эта тема «нащупывается» уже в медленном вступлении).

Симфония № 103 ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)  
По яркости музыкальных образов, их многообразию и внутренней спаянности эта симфония занимает едва ли не первое мест в Лондонском цикле. Развитие музыки в ней изобилует живыми и сочными находками, смелыми сопоставлениями.

Симфония № 104 ре мажор  
104-я симфония, венчающая путь Гайдна-симфониста, по своей эмоциональной «температуре» не уступает другим лондонским партитурам и даже юношеским опусам композитора. Разумеется, в ней больше мудрости и проникновения, ярче контрасты и тоньше мастерство. Но общий тонус музыки молод и кипуч.


Симфонические сочинения:
•  104 симфонии,
•  свыше 50 инструментальных концертов,
•  оратории, мессы, дивертисменты, кассации, марши, серенады, увертюры.


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Йозеф Гайдн    
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru