ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Сергей Васильевич Рахманинов

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ДО МИНОР

СОЧ. 18 (1901)
I. Moderato.
II. Adagio sostenuto.
III. Allegro scherzando
Первое исполнение — 27 октября 1901 г. в Москве,
солист автор, дирижер А. Зилоти

Второй концерт, написанный Рахманиновым в годы высокого творческого подъема, отразил внутренний мир молодого композитора и, вероятно, потому так пленяет полнотой и непосредственностью чувств, жизнеутверждающим тоном. Тяготение к монументальности, блистательной пианистичности сочетается в нем с эмоциональной насыщенностью, а симфоничность включает в себя как непременное условие широкое мелодическое дыхание формы. Фортепиано и оркестр выступают равноправными «партнерами», и нередко партия рояля по полнозвучности и массивности соревнуется с оркестром.

Начало концерта настораживает своей значительностью: словно мерный голос тихого, далекого набата, звучат вступительные аккорды солирующего фортепиано. И сразу же на фоне рокочущих арпеджио рояля вступает горделивая и властная тема оркестра. Метнер писал о ней: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа эгой темы русская каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».

В развитие темы включается фортепиано и в стремительном рывке «завоевывает» патетическую кульминацию. Напряжение сникает, и в музыке словно разливается тихий свет: солист интонирует нежную трепетно-мечтательную мелодию, будто сотканную из легких порывов. Это мир лирических грез, мир красоты. Приливы и отливы чувства все возрастают, пока оно не достигает высшего выражения и полноты, И тогда набегает третья, более высокая и длительная волна — разработка, Начинаясь словно в дымке тревоги, она разрастается в мощное драматическое crescendo, напор упругих волевых ритмов увлекает музыкальное развитие к новой и самой напряженной кульминации, в момент которой наступает реприза.

На главную мелодию (струнные) накладывается новая, маршеобразная тема (фортепиано), изложенная полновесной и энергичной аккордикой. Этому росту активного волевого начала противопоставлено истаивание лирической темы: словно обескровленная, она звучит у «далекой» валторны подобно светлой тени воспоминаний. Заканчивается часть энергичной кодой.

II часть — воплощение тишины и созерцательного покоя. Лениво расплетает свои узоры фортепианная фигурация, на ее фоне парит «паутинная» нить флейтовой мелодии. Кажется, будто композитор рисует дивный пейзаж застывшего под лучами солнца лесного озера. Упоение красотой переполняет человека, музыка обретает восторженный, дифирамбический тон. Некоторое оживление — и вновь царят покой и тишина.

Финал динамичен. Он весь — порыв, движение, стремительность, пронизан ощущением радостного ожидания, светлыми предчувствиями. Кажется, что с каждым тактом приближается миг торжества и счастья, и как его видения дважды звучит пленительная лирическая тема. Эти мелодические «острова» посреди бурного «моря» скерцозного движения подготавливают заключение. Оно возникает как громадная эмоциональная волна, как предел и вершина в развитии всепоглощающего чувства восторга. Лирическим апофеозом, буйством радости и света завершается Второй концерт.


Второй концерт Рахманинова в исполнении Артура Рубинштейна


Следующая страница: Третий концерт для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   • Второй концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru