Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский) |
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ(1873 — 1943)
Рахманинов был создан из стали и золота: Рахманинов как композитор, пианист и дирижер пользуется широчайшей известностью, которая суждена лишь немногим художникам, сумевшим привлечь к своему искусству сердца миллионов людей. Слава сопутствовала ему с первых же творческих шагов (опера «Алеко»). На родине он был кумиром молодежи, любителей музыки, а позже, во время зарубежных скитаний, стал признанным «вождем современного пианизма». Эта популярность - результат поразительной способности Рахманинова-композитора и пианиста эмоционально воздействовать на массы слушателей. Его музыке и исполнению были свойственны предельная искренность «самоотдачи», экспрессивность и широкий концертный размах, тончайший лиризм и сильная воля. Не знавший границ эмоционализм находил выражение в покоряющем своей щедростью мелодическом даре, а бурный темперамент — в стихии стального ритма. Музыка была для Рахманинова выражением «жизни чувств», а чувства — наиболее тонким инструментом постижения мира и человека. Этим культом чувства он близок таким разным художникам, как Чайковский, Чехов, Куприн. Рахманинов — весь в контрастах. Он тревожит романтической взволнованностью, порывом к мечте, сомнениями, трагическими предчувствиями. Ему одинаково присущи и приверженность к драматическим эмоциям, и любовь к созерцательной статике, восторженные экстатические подъемы и душевная усталость. Он будоражит весенним половодьем чувств и убаюкивает тихой осенней печалью, порождает светлые упования и поселяет в душах леденящий ужас. Этими метаниями и крайностями он и был близок русской демократической аудитории тревожных 10-х гг. нашего века. Как автор фортепианной музыки Рахманинов воспитался на романтических традициях, как симфонист сложился под влиянием Чайковского. В обеих сферах он создал свой неповторимый стиль, несущий печать своеобразной художественной индивидуальности, Симфонизм и пианизм тесно переплелись в творчестве Рахманинова, активно взаимодействуют. Вот почему центральное место в его наследии заняли 4 фортепианных концерта, к которым можно присоединить также Рапсодию на тему Паганини. Ярко характеризуя фортепианный стиль Рахманинова с его напевно-лирической трактовкой фортепианного звучания и вместе с тем широким виртуозным размахом, концерты одновременно обладают всеми признаками подлинно симфонических произведений — концепционностью, богатством развития, Как и симфонии для Чайковского, концерты были для Рахманинова «лирической исповедью души», выражением его сокровеннейших дум. Если стиль концертов сложился в первые же годы зрелости и отличается единством, то 3 симфонии Рахманинова, созданные на далеких временных расстояниях друг от друга, свидетельствуют о разных этапах творческого пути композитора. Так, Первая симфония — плод юношеских исканий; Вторая, написанная в годы расцвета, близка таким сочинениям, как Второй и Третий концерты, а Третья симфония, по праву считающаяся лучшей, отразила тенденции позднего периода с его высшей зрелостью и мудрым мастерством. Это же относится и к Симфоническим танцам, стоящим по жанру между симфонией и сюитой. Симфоническое начало проникает почти во все жанры творчества Рахманинова. Оно ярко проявляет себя в кантатах («Весна», «Колокола»), одноактных операх («Скупой рыцарь», «Франческа да Римини») и даже сказывается в фортепианной миниатюре и романсе. Рахманинов — симфонист по природе своего дарования — внес в эту область вклад непреходящего значения. Первая симфония Вторая симфония Третья симфония Симфонические танцы Второй концерт для фортепиано с оркестром Третий концерт для фортепиано с оркестром Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
Симфонические сочинения: М.Г. Арановский
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |