ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Густав Малер

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ, РЕ МИНОР (1895 — 1896)

I. Kraftig.
II. Tempo di menuetto. Sehr mai)ig.
III. Comodo. Scherzando.
IV. Sehr langsam. Misterioso.
V. Lustig in Tempo und keck in Ausdruck.
VI. Langsam. Ruhevoll
Первое исполнение — 9 июня 1902 г. в Крефельде под упр. автора

Третья симфония — одна из самых сложных по замыслу в творческом наследии Малера. Он считал ее произведением, «в котором отражается весь мир... Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны». В одном из писем мы находим даже программу: «... II — V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую. II. Что мне рассказывают цветы. III. Что мне рассказывают звери. IV. Что мне рассказывает ночь (человек). V. Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы). VI. Что мне рассказывает любовь... Номер 1-«Приход лета» ... Лето мыслится как победитель всего, что растет и цветет, ползает и летает, мечтает и томится и, наконец, того, что мы лишь предчувствуем...» Разумеется, программа очень условна. Малер сам понимал это и категорически возражал против ее опубликования.

Весь гигантский цикл разделен композитором надвое: 1 часть-объективная картина мира, жизни в богатстве и многообразии ее проявлений. В следующих частях происходит последовательное осмысление ранее показанного, рисуются отдельные стороны величественной фрески, развернутой вначале.

I часть поражает широтой охвата жизненных явлений, поистине величественным симфоническим становлением. Она наполнена жесточайшей борьбой, трагическими столкновениями. Отчаяние чередуется в ней с горделивой уверенностью, экстатические моменты сменяются спокойным созерцанием. Вступление и экспозиция сонатного аллегро отличаются богатством тематизма: гимническая мелодия и сосредоточенный хорал, интонации траурного марша и патетические речитативные эпизоды, наивная песенка и пасторальные наигрыши следуют друг за другом. В разработке возникает ритм бодрого, решительного марша, Самые разнообразные мелодии переплавляются в единый образ движущихся масс огромного коллектива. Не случайно Р. Штраус услышал в этом марше поступь рабочих колонн на первомайской демонстрации!

II часть — грациозный и простодушный менуэт. Он сразу же уводит очень далеко от образов и проблем I части. Здесь нет ни борьбы, ни раздумий. Простые чувства, простые радости. В прихотливых изгибах изящной мелодии проступают очертания начальной темы симфонии (темы вступления). Но вместо властного, страстно напряженного пения звучит очаровательный, безмятежный танец, словно основной тезис претворен «в меру понимания цветов». Грациозную мелодию сменяет другая, более подвижная и капризная, а затем характер музыки меняется: сольный танец перерастает в веселую массовую пляску. Не раз, сменяя друг. друга, возвращаются эти образы.

III часть — скерцо, насыщенное юмором и поэзией, подчас грубоватое, иногда меланхолическое. Это оркестровое переложение одной из ранних песен Малера. Музыка полна неожиданных поворотов, контрастов и динамических сопоставлений. В среднем разделе солирует почтовый рожок, грустная и мягкая мелодия которого обнаруживает сходство с арагонской хотой.

В IV части впервые перед нами человек с его глубокими раздумьями, пытливым погружением в себя. Здесь впервые привлекает композитор выразительность живого, теплого, трепетного человеческого голоса (в этой части использованы стихи Ф. Ницше). Изумительный по красоте речитатив альта льется на мягко и мерно колышущемся фоне. Ему отвечает выразительное пение валторны, другие инструменты вступают со своими мелодическими линиями. И в них, как ранее во II части, узнаются интонации из 1 части. Сплетающиеся мелодии голоса и инструментов достигают огромной силы, а затем постепенно ниспадают. Все замирает.

V часть воспринимается как радостное утро после темной тревожной ночи. Ведь в солнечном свете мир выглядит совсем полному! Звучат голоса природы, голоса жизни, разносится вокруг праздничный колокольный звон — благовест, возвещающий наступление нового прекрасного дня. Женский хор под аккомпанемент оркестра и хора мальчиков поет бесхитростную песню «Три ангела пели сладкий напев» на народный текст из сборника «Чудесный рог мальчика».

И только успел исчезнуть последний отзвук радостного благовеста, как наступает последняя фаза гигантского цикла — финал. Он поистине потрясает своей проникновенной музыкой, полной скрытой внутренней силы, как будто льющейся из глубины души. Звучит широкая мелодия скрипок, в очертаниях которой снова узнается начальная тема симфонии, ее сменяет лирически насыщенный напев виолончелей... Темы словно вытекают одна из другой, чтобы затем снова слиться в общем движении. Музыка становится все мужественнее и светлее и, наконец, приводит к торжествующему апофеозу, который завершает монументальную симфонию.


Следующая страница: Четвёртая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • Третья симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru