ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

ГУСТАВ МАЛЕР

(1860 — 1911)

Он создавал музыку на вопрос Достоевского:
«Как могу я быть счастливым, если где-то еще
страдает другое существо?»
А.М. Малер

1888 г. — Первая симфония, 1910 — Десятая. Между ними — на протяжении более двух 10-летий — новые симфонии, вокально-симфонические циклы и огромный каждодневный труд дирижера.

Наследие Малера поражает жанровым ограничением. Ни одной оперы, хотя сам он был выдающимся дирижером и имел в своем распоряжении первоклассную труппу. Ни одного фортепианного произведения, хотя, по свидетельству современников, он был великолепным пианистом. Только симфонии и песни. Песни - интимный дневник композитора, где он высказывает свои сокровенные мысли и чувства. Симфонии — грандиозные эпопеи, страстные речи, обращенные ко всему человечеству. Казалось бы, дистанция огромного размера между этими двумя жанрами. Но в творчестве Малера они тесно переплетены между собой.

Симфонии Малера — картина современного ему общества. Композитор сказал однажды, что для него написать симфонию означает всеми средствами музыкальной техники построить мир. В его симфонических циклах — и острейшие, напряженнейшие драматические коллизии, и экстатические взлеты, и трагедийный пафос, и светлая, возвышенная лирика, и наивно-идиллические образы, и горькая ирония.

Значимость-проблематики, которую стремится поставить и разрешить в своем творчестве художник-гуманист, требует обращения именно к симфонии, к одному из самых сложных и монументальных музыкальных жанров. Стремление же быть понятным, доступным широкой аудитории заставило его обратиться к интонациям, которые он чутким ухом музыканта улавливал в окружающей жизни. Малер использовал все, что слышал вокруг: военные сигналы, мотивы из оперетт, траурные и походные марши, песни и танцы.

В его симфониях простодушные лендлеры сменяются суровыми хоральными напевами, мужественные фанфары — наивными песенками. Все, что звучит в народе, в чем отражается народная жизнь, привлекает художника. Он стремится наполнить свои симфонии песенностью, и зачастую в них проникают интонации, музыкальные фразы, а порой и целые части из его же вокально-симфонических циклов. Песня становится душою и нервом его симфоний.

С удивительной последовательностью вновь и вновь возвращаясь к одному и тому же жанру, Малер предстает перед нами как художник непрерывно ищущий. Обратимся к его симфониям: здесь и 4-частные циклы с привычным чередованием частей, и симфонии, разрастающиеся до 5- и б-частных, и концентрирующиеся в двух частях. Здесь и чисто инструментальные произведения, и приближающиеся к кантатно-ораториальным синтетические конструкции; симфонии, включающие слово в отдельные, кульминационный или итоговые, моменты, и симфонии, всецело основанные на стихотворном тексте.

Первые части симфоний, как правило, драматически насыщенные, «вздыбленные» в экстатическом напряжении. В основе их главных партий — интонации марша, траурного и походного, военных сигналов. Стихия лирической песенности — в побочных партиях первых частей, в финалах, в тех средних частях, которые являются лирико-философскими центрами симфонии. В интермедийных скерцозных и гротесковых частях Малер использует народно-песенные, танцевальные мелодии, то патриархально-стилизованные, то искаженные, изломанные.

Воплощаемое в интонациях, близких самой широкой аудитории, творчество Малера посвящено простому человеку, его мыслям и чаяниям, его судьбе, «Сочувствие горестям человечества, страдающего под игом стригущего купоны меньшинства», — вот тема его произведений, которую отмечали еще современники.


Первая симфония  
В марте 1888 г. Малер сообщал одному из друзей: «Моя вещь готова! .. Это так необычно — будто из меня излился горный поток! Словно от сильного удара раскрылись все шлюзы! ..» Речь шла о Первой симфонии. Композитор рассказывал, что стремился показать в ней героического, полного сил человека, его жизнь, страдания, борьбу.

Третья симфония  
Третья симфония — одна из самых сложных по замыслу в творческом наследии Малера. Он считал ее произведением, «в котором отражается весь мир... Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны».

Четвёртая симфония  
«Небесную жизнь» — детскую песенку о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, первоначально хотел Малер сделать финалом своей грандиозной Третьей симфонии. Летом 1892 г. была закончена работа над песней на текст из «Чудесного рога мальчика» — сборника текстов народных песен, к которому композитор часто обращался. Но оказалось, что Третья симфония органично завершается предшествующей частью. И вот постепенно стал созревать новый замысел — план симфонии, в которой «Небесная жизнь» будет основой и в то же время выводом, завершением симфонического цикла.

Пятая симфония  
Пятая симфония начинает новый этап в творчестве Малера. Если раньше композитор прибегал к словесным пояснениям своих симфоний, включая в них тексты, использовал выразительность человеческого голоса, то в Пятой, Шестой и Седьмой симфониях он воплощает свои замыслы лишь средствами «чистой» музыки без помощи слова и образных ассоциаций, связанных с его вокально-симфоническими циклами.

«Песнь о земле»  
«Песнь о земле» воспринимается как реакция на отчаянное усилие Восьмой воззвать к человечеству, объединить его своей проповедью всеобщей любви. Это признание одиночества, бессилия что-либо изменить в окружающем мире, трагическая исповедь художника, в глубине души осознающего тщетность своих призывов. В основу ее легли тексты «Китайской флейты» Г. Бетге — вольных переводов стихов китайских поэтов VIII и IХ вв. Ли Бо, Чэнь Шэня и Ван Вэя, Обратившись к старинным и, казалось бы, экзотическим текстам, Малер создал глубоко современное произведение, одну из выразительнейших в мире партитур.


Симфонические сочинения:
•  10 симфоний — 1888, 1894, 1896, 1900, 1902, 1904, 1905, 1906, 1909, 1910 — неоконч.,
•  «Песнь о земле» (1908).


Л.В.Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru