ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичБалет «Петрушка»Сюита из балета «Жар-птица»Балет «Весна священная»Симфония в трёх частяхГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Стравинский Игорь Федорович

«ЖAP-ПТИЦА», СЮИТА ИЗ БАЛЕТА (1919)

В 1910 г. по заказу Дягилева Стравинский написал балет «Жар-птица» на сюжет по мотивам русских народных сказок. Его главные действующие лица обрисованы очень индивидуально: Кащей — через мрачные, зловещие интонации, Жар-птица — причудливыми, прихотливыми звучаниями, ведущими свое начало от сказочных женских образов Римского-Корсакова, Иван-царевич — интонациями, родственными русским народным песням. Через 9 лет после окончания балета Стравинский завершил оркестровую сюиту, в которую вошли: «Вступление» , «Пляс Жар-птицы» , «Хоровод царевен» , «Поганый пляс Кащеева царства» , «Колыбельная» и «Финал» , Все части идут без перерыва.

Сумрачные «ползущие» звучания открывают сюиту. Это «Вступление» , рисующее зачарованный сад Кащея, его зловещее царство.

Но вот, как взмахи огромных крыльев, красочные всплески оркестра. Звучит фантастический причудливый «Пляс Жар-птицы» .

Его сменяет широкая плавная мелодия, чуть меланхолическая. Стравинский использовал в этой части — «Хоровод царевен» — русскую народную песню «По садику» . Колорит музыки напоминает сказочные миниатюры Лядова, особенно «Волшебное озеро» .

Медленный женственный хоровод сменяется «Поганым плясом Кащеева царства» — зловещим, каким-то «неживым» , но очень красочным, с острыми ритмическими перебивками, исполненным дикой стихийной силы.

V часть сюиты — снова яркий контраст предшествующей. Это «Колыбельная» , которой Жар-птица околдовывает жителей Кащеева царства. Мерно покачивающийся, завораживающий своим непрерывным медленным движением аккомпанемент сопровождает простую, выразительную мелодию, которую, чередуясь, поют деревянные духовые.

Постепенно просветляется, «расколдовывается» звучание. Это переход к финалу — светлому, ликующему, в котором снова звучит народная песня («Не сосна у ворот раскачалася» ).


Следующая страница: Балет «Весна священная»

      • Главная   • Русская музыка   • Стравинский Игорь Федорович   • Сюита из балета «Жар-птица»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru