Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичБалет «Петрушка»Сюита из балета «Жар-птица»Балет «Весна священная»Симфония в трёх частяхГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
Стравинский Игорь ФедоровичПЕТРУШКА (ПОТЕШНЫЕ СЦЕНЫ В 4 КАРТИНАХ) (1911)
«Петрушка» — это сама жизнь! Вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали, что все эти нарочитые пошлости, тривиальности, этот постоянный фон гармоники не только не отталкивает, но, напротив, еще больше увлекает, точно вы сами в солнечный сверкающий масленичный день со всем пылом молодой свежей крови втесались в праздничную, веселую, хохочущую толпу и слились с нею в неразрывное ликующее целое. Балет «Петрушка» написан Стравинским по заказу Дягнлева. Вот как изложил его содержание сам автор: «Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины, и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его. Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон. Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого фокусника, оставшегося наедине с куклой: к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение. Музыка Стравинского вышла далеко за рамки условного содержания «кукольной» драмы. Ей свойственны яркая реалистичность, конкретность образов. В страницах, посвященных Петрушке, музыка поднимается до трагедийности. Вспоминается романтическая трактовка одинокой личности и равнодушной к нему, холодной окружающей среды. Но все же автор помнит, что герои его – куклы. Он относится к ним с иронией, и это своеобразно окрашивает музыку балета. Построение «Петрушки» очень необычно. Его 4 картины (каждой соответствует один абзац в изложении содержания) напоминают части симфонии: 1 — аллегро, II — медленная, III — аналогичная симфоническому скерцо и, наконец финал. Сходство тем более велико, что идут все 4 картины без перерыва. «Народные гулянья на масленой» — так названа 1 картина, музыка которой насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. На его фоне выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются друг на друга мотивы «Под вечер осенью ненастной» и избитого вальса); сцена фокуса, насыщенная зловещими таинственными и словно завороженными звучаниями; блестящая огневая «Русская» . Картина заканчивается резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающих стоны ожившего Петрушки. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь. Она будет продолжаться, пока меняют декорации, вплоть до второй картины, которая носит название «У Петрушки». Ремарка: «При поднятии занавеса дверь в комнате у Петрушки внезапно отворяется; чья-то нога грубо его выталкивает; Петрушка валится. Дверь за ним затворяется» . Стравинским в нескольких тактах музыки различными тембрами переданы истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, его недоумение и негодование. Начинается Adagietto — горестный танец. Он сменяется более спокойным, а потом и радостным: к Петрушке приходит Балерина. Но внезапно она исчезает; Петрушка вновь в отчаянии. Его стоны (деревянные духовые) заглушают веселый масленичный гул. Вновь барабанный бой заполняет антракт. III картина — «У Арапа» начинается, после дико звучащего вступления, гротесковым танцем Арапа. Следующий за ним «танец обольщения» Балерина танцует под нарочито пошлую мелодию, которую играет корнет в сопровождении барабана. Арап пленен. Его дуэт с Балериной — пошлый и сентиментальный, карикатурно звучащий вальс. Внезапно врывается Петрушка. Музыка «захлебывается» криком. Ссора заканчивается тем, что Арап выталкивает Петрушку. Снова барабанный бой. Заключительная картина балета — «Народные гуляния на масленой (под вечер)» — возвращает к настроению и образам завязки. Как и в 1 картине, здесь господствует буйное веселье. Широко выписанные жанровые сцены следуют одна за другой: «Танец кормилиц» , в котором звучат мотивы «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени, мои сени» ; эпизоды мужика с медведем и купца с цыганками; «Танец кучеров и конюхов» с тяжелым топотом, в котором слышится мелодия русской плясовой «А снег тает» ; удалой пляс ряженых. Сцена достигает кульминации, и в этот момент раздается дикий крик Петрушки (труба с сурдиной). Арап настигает его и убивает. Смерть Петрушки передана звуками падающего бубна и вибрирующей тарелки, на фоне которых жалобно «стонут» флейты пикколо. Скорбное послесловие струнных прерывается приходом фокусника, который трясет мертвую куклу. Внезапно малая труба пронзительно поет лейтмотив Петрушки, над театром появляется его тень. Фокусник в ужасе убегает. На полуслове обрывается музыка... Занавес. Следующая страница: Сюита из балета «Жар-птица»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |