Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичБалет «Петрушка»Сюита из балета «Жар-птица»Балет «Весна священная»Симфония в трёх частяхГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Стравинский Игорь ФедоровичСИМФОНИЯ В ТРЕХ ЧАСТЯХ (1945)
I. Увертюра. Небольшая по размерам Симфония в трех частях была написана Стравинским сразу после окончания Второй мировой войны. «Симфония не имеет никакой программы, было бы напрасно искать таковую в моем произведении, — писал композитор. — Однако возможно, что впечатления нашей тяжелой эпохи с ее стремительно меняющимися событиями, с ее отчаянием и надеждой, с ее беспрерывными мучениями, крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии». Пожалуй, в наибольшей степени эти слова относятся к I части. Уже ее вступительная тема сурова и тревожна. Сразу же зарождается беспокойный, словно заклинающий ритм, который заставляет вспомнить «скифские» образы «Весны священной» . Две последующие темы экспозиции не изменяют характера музыки, Иные, более светлые, звучания появляются в срединном разделе части, но реприза возвращает к прежним, беспокойным, нервно-пульсирующим интонациям. II часть напоминает образы классической симфонии Прокофьева. Ее начинает прозрачный, изящно холодноватый наигрыш флейты, звучащий в сопровождении остинатного ритма. Середина части более взволнованна, тревожна. В ней появляются отголоски ритмов и тематизма Увертюры. Контрастом к безоблачному заключению Andante вступает финал. В нем калейдоскоп эпизодов: то «магическая» заворошка, то прозрачно-призрачные звучания, то размеренное четкое движение марша... В поначалу строго разворачивающемся фугато происходит постепенное нагнетание, Подготавливается динамичная, насыщенная острыми ритмическими перебоями кода.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |