ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичБалет «Петрушка»Сюита из балета «Жар-птица»Балет «Весна священная»Симфония в трёх частяхГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Стравинский Игорь Федорович

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ (1913)

I. Поцелуй земли.
II. Великая жертва
Первое исполнение — в апреле 1914 г. в Париже
под упр. П. Монте

В «Весне священной» я хотеп выразить светлое воскрешение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное, воскрешение зачатия всемирного. И. Стравинский

В 1913 г. в театре Елисейские поля в Париже был поставлен третий балет Стравинского «Весна священная». Композитор обратился в нем к картинам древней языческой Руси, к образам могучих стихийных сил. Музыка балета, глубоко новаторская, насыщенная жесткими необычными гармониями, буйными волевыми ритмами, вместе с тем глубоко национальна. Написанная на основе русских народных интонаций, она продолжает традиции творчества Римского-Корсакова, особенно его «Снегурочки» , родственной «Весне священной» и своей идеей неизменного жизненного круговорота. Сценарий балета создан замечательным русским художником Н. Рерихом, непревзойденным знатоком и мастером по изображению славянского язычества.

Премьера балета, по существу, провалилась. Часть публики была шокирована смелостью, бунтарским характером музыки. Получила признание «Весна священная» в концертных залах, где с успехом исполняется вот уже больше 50 лет.

Балет состоит из 2 частей, исполняемых без перерыва. Вступление открывается одинокой задумчивой мелодией, словно передающей скованность, застылость природы. Начинается ее пробуждение. Слышится птичий гомон и щебет. В музыке намечается четкий ритм, который подводит к Весенним гаданиям, Пляскам щеголих. Здесь господствует ритм, переливчатый, «втаптывающий» , на его фоне появляются и исчезают краткие попевки. Постепенное нарастание осуществляет переход к Игре умыкания, непосредственно вылившейся из предшествующей части. Вешние хороводы приносят успокоение после первой; еще небольшой кульминации. В них плавность, величавость, но и скрытая сила, которая внезапно прорывается в стремительном беге... И вновь размеренное, спокойное движение.

Хороводы сменяет мужское состязание — Игра двух городов. В нее «врастает» Шествие старейшего-мудрейшего. Музыка становится более торжественной, неизменно, монотонно повторяющаяся попевка — словно волшба, неумолимо приближающая какой-то таинственный момент. Вот он наступил — Поцелуй земли — мгновенная завороженность — своеобразная и тихая кульминация балета, полная таинственного смысла. И словно прорвалась долго сдерживаемая стихия — Выплясывания земли начинаются мощным взрывом. Финал I части балета — это разгул всесокрушающих сил.

Вступление ко II части — снова образы природы, на этот раз ночной, загадочно зловещей. В этой сумрачной атмосфере и зарождаются Тайные игры девушек. Хождение по кругам. Чуть светлее становится музыка, распевнее — темы. Яростный взрыв прерывает игры. Это Величание избранной. «Словно тяжелые молоты выковывают ритм и после каждого удара с шипением вырывается пламя» (Асафьев). Славят обреченную на смерть избранницу, которая гибелью своей должна воскресить силы природы.

Взывание к праотцам и Действо старцев человечьих — это магическое действо. Музыка рисует неумолимый, неуклонно разворачивающийся обряд. Словно разматывается в монотонном движении клубок нити судьбы, неотвратимо приближается развязка.

Финал балета, вновь полный могучего стихийного ритма, — Великая священная пляска — предсмертный, исступленный танец избранницы. «Когда, изнемогающая, она должна упасть, предки, как чудовища, подкрадываются к ней, чтобы помешать ей упасть и дотронуться до земли. Они поднимают ее и вздымают к небу. Годичный круг возрождающихся сил замкнулся и свершился в главных своих ритмах» (Стравинский).


Следующая страница: Симфония в трёх частях

      • Главная   • Русская музыка   • Стравинский Игорь Федорович   • Балет «Весна священная»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru