Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Роберт ШуманЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ РЕ МИНОР
СОЧ. 120 (1841, 2-я РЕД. 1851) Симфония ре минор, по существу, является Второй. Однако композитор, неудовлетворенный первоначальным вариантом, вернулся спустя 10 лет к этой партитуре, внес в нее значительные изменения (они касались в основном оркестрового наряда), и симфония была вскоре издана уже как Четвертая. «Симфонической фантазией» хотел назвать Шуман эту симфонию. Впоследствии подзаголовок был уничтожен, на титульном листе окончательной редакции значилось: «Четвертая симфония. Интродукция, аллегро, романс, скерцо и финал в одной части». Одночастность симфонии довольно условна. Шуман стремился превратить ее в широко развитую поэму и затушевал границы между разделами. И все же, несмотря на закругленность и плавность переходов, симфония ясно членится на 4 самостоятельные части, а монолитность цикла достигается благодаря глубокому единству тематического материала. Так, например, тема вступления перенесена в Романс; мелодические узоры средней части- Романса неожиданно попадают в Скерцо, а начальные страницы симфонии предвосхищают многие фрагменты финала... Первая часть — изумительный образец живой, «дышащей» музыки. Вся она словно соткана из динамических нарастаний, волн, ускорений, наплывов... Миниатюрный романс нежен и задумчив. По характеру он приближается к трогательной и наивной колыбельной песне. Скерцо, напротив, строится на основе чеканных, рубленых, лапидарно броских фраз. Лишь в среднем разделе (трио) мерно струится прозрачный мелодический «ручеек» ... Прихотливые орнаментальные узоры вновь возникают в самом конце части и, постепенно растворяясь в тишине, оживают вскоре уже в ином облике; теперь они смутно напоминают интонации вступления. Так совершается переход к финалу. Здесь, как и в 1 части, снова звучит марш, упругий, легкий, эластичный. Незаметно выплывает на поверхность мягкая и грациозная тема — одна из наиболее ярких мелодических находок Шумана. В центральном разделе финала то и дело возникают тематические ассоциации с 1 частью. Безостановочное течение музыки неукоснительно стремится к конечному выводу. Последние такты симфонии дышат уверенностью и оптимизмом.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |